Древние греки рассказывали много историй о сверхъестественном, а древнегреческие папирусы представляют собой настоящий справочник зелий и заклинаний. Давайте же погрузимся сегодя в древнегреческий магический мир...
Впервые мы сталкиваемся с греческой магией в "Одиссее" Гомера, эпической поэме, написанной в 8 веке до нашей эры (хотя действие происходит гораздо раньше). Здесь герой Одиссей встречает колдунью Цирцею, которая владеет посохом и готовит зелье, превращающее команду Одиссея в свиней.
В другом месте Елена Троянская прописывает благотворный, оздоровительный фармакон воинам своего мужа Менелая, а в последней книге "Одиссеи" мы встречаем духов Ахилла и Агамемнона в Аиде. В "Илиаде" Гомер описывает призрак товарища Ахилла - Патрокла, а также рассказывает историю о том, как Гера, царица богов, приобретает любовный амулет Афродиты, чтобы соблазнить Зевса, своего неверного мужа.
Эти отрывки показывают, как относились к магии и колдовству в позднегреческом бронзовом веке, эпохе примерно 13 века до нашей эры. На протяжении сотен лет люди слушали эти истории о магии и оккультизме, несомненно, ассоциируя их с аналогичным опытом в их собственной жизни.
Поэт Пиндар пополнил наши знания о сверхъестественных верованиях Древней Греции, рассказав о том, как мертвых вели в царство Аида и там судили. Еще два фрагмента его поэмы описывают райскую страну Элизиум и переселение душ (по сути, реинкарнацию). Пиндар также не может удержаться от того, чтобы не включить Медею в сцену, в которой Афродита использует магию, чтобы помочь Ясону завоевать сердце этой самой Медеи. Он также описывает навыки Асклепия, бога медицины, и показывает, насколько размытой была грань между "обычной" и магической медициной. Заклинания использовались наряду с лекарствами, а полезные травы - с магическими зельями, также те и другие пропитывались и использовались в амулетах.
Вообще, древние греки - как и египтяне до них и римляне после них - были очень суеверны. Темными искусствами занимались столько же времени, сколько и религиями, во всех обществах, и Древняя Греция не стала исключением. Было найдено около 16 сотен дефиксионов или катадезий (скрижалей проклятия или связывающих заклинаний). Эти проклятия были в основном практикой низших сословий и часто использовались, когда в жизни возникали какие-то неурядицы. Их использовали, например, при коммерческих спорах, судебных разбирательствах или безответной и разделенной любовью, они давали выход мстительному гневу, ревности и злобе проклинающего. Вот один из примеров:
"Я привязываю тебя, Теодотис, дочь Эуса, к хвосту змеи, пасти крокодила, рогам барана, яду аспида, усам кошки, придатку бога, чтобы ты никогда не смогла вступить в половую связь с другим мужчиной... и не делала ничего, что принесет тебе удовольствие с другим мужчиной, если только этим мужчиной не буду я один, Аммонион, сын Гермитариса... Сделай так, чтобы это эротическое связывающее заклинание сработало, чтобы в Теодотис больше не мог проникнуть ни один мужчина, кроме меня одного, Аммониона, сына Эрмитариса, затасканного в рабство, доведенного до безумия, поднявшегося в воздух в поисках Аммониона, сына Эрмитариса, и чтобы она могла тереться бедром о мое бедро, гениталиями о мои гениталии, для секса со мной до конца своей жизни. "
А вы верите в магию, как это делали древние греки?