«Жизнь - игра» хочет жить в цивилизованном обществе. Цивилизованно общаться c цивилизованными людьми. В противовес цивилизованности - с варварами и миром варваров она общаться не хочет. Но, похоже, что в этом желании «не хотеть» уже и заложены основы варварства.
Как это обычно происходит? Парень думает: «Ну я то умный, книги читаю, поэтому мне виднее как на самом деле обстоят дела: пусть ОНА меняется (подтягивается к моему уровню развития), и тогда мы с ней будем нормально общаться». В этот миг цивилизация рушится, и рождается мир фашизма - мир «правильных» и «неправильных» людей, мир «умных» и «глупых», и вообще мир полный объектов, имеющих только свои внутренние свойства.
Философ М. Мамардашвили предлагает несколько критериев как не разрушать, а строить цивилизацию. «ЖИ» эти критерии очень нравятся, и поэтому она хочет ими поделиться:
- Гласность.
- Обсуждение.
- Взаимотерпимость.
- Формальный законопорядок.
- Наличие места для незнаемого.
Из этого списка следует целый ряд примеров, как мы каждый день рушим цивилизацию:
- решил сделать закрытым обсуждение проблем в компании - разрушил цивилизацию;
- хлопнул дверью, вместо обсуждения - разрушил цивилизацию;
- подумал «что за дурак напротив меня, не понимает ничего, книги бы почитал» - разрушил цивилизацию;
- нет формы для обсуждения (любая книга по философии, психологии, религии, подойдут даже заранее обговоренные «правила дома») - и цивилизация не создаётся;
- уверен, что всё знаю лучше других - значит замер в знании как камень, и жизнь не возникнет.
К.Юнг предлагал дихотомию «человек думающий»/«человек чувствующий». И эти два человека не смогут понять друг друга, если не будут выдержаны упомянутые пять законов цивилизации. Ведь без всех этих критериев будет невозможно понять, что цивилизация и бытие создаются в различиях, возникающих во взаимодействии между своими частями, и сами эти части возникают лишь в различиях тождественности друг другу и в отражении друг от друга. А выдержав эти пять простых законов «чувствующий» человек и «думающий» - имеют все шансы взаимно обогатиться хотя бы на небольшую часть возникающего различия.