Геральдика зародилась в дворянской среде Западной Европы и ее история напрямую связана с историей и культурой элитных социальных групп. И в первую очередь с рыцарями.
Началом геральдики принято считать XII век. К этому моменту формируется феодальная культура в своей полноте. И это бурное время крестовых походов. Рыцари отправляются в Палестинские земли со слугами и оруженосцами, и в гербах возникает необходимость как знаках отличия самого рыцаря, его личных вещей и имущества свиты. Постепенно за королями и князьями закрепляется право вручения герба. Так традиция получает законный статус и получает законную защиту. Теперь процесс выдачи гербов становится упорядоченным, а правила документированными, что придает гербам статусность и большую значимость с точки зрения культуры и права. И геральдика становится образным языком эпохи. Второй важнейший фактор распространения геральдики это рыцарская культура. Именно в этот период составляются рыцарские кодексы чести, складываются правила турниров и рыцарство полноценно оформляется как часть элиты феодального общества.
Геральдические книги
Начиная с XIII века начинают составляться геральдические книги. Списки с фамилиями семей и их гербами. Так широко известна книга рыцарей ордена Золотого руна составленная в 1430 году. На великолепных миниатюрах изображены сами рыцари в турнирном костюме и их гербы. Подобные списки составлялись до начала XX века. В России это были Гербовники дворянских родов для каждой губернии, куда вносились данные о самом гербе, его владельце и информация при каких обстоятельствах получен герб.
Рыцарский турнир и геральдика
В литературе по медиевистике часто встречается мысль что геральдика была повсюду, важной частью повседневности того времени. Но как это выглядело в жизни? Что видели люди на рыцарском турнире. Представьте себе, вы горожанин крупного города во Франции, Германии или Италии (выбрать по вкусу). Герольд на главной площади громко заявляет что вскоре состоится рыцарский турнир. Вы точно знаете что это не пост, а летний день, или конец весны или начало сентября. И в условный день выбираете самый красивый наряд и идете на турнир.
Вы не рыцарь, но свой интерес есть. Вокруг арены уже разложили палатки торговцы. Они привезли редкие пряности, краски, напекли выпечки, втюхивают всем подряд новые ткани и черт знает что. Представители гильдий повесили на палатки цеховые гербы. Многие дворяне привезли свои семьи. Как утверждает хроника Фруассара, заранее рассылались приглашения с предложением взять с собой дочерей. Во-первых есть женский суд на турнире. Во-вторых девушкам тоже хотелось развлечься, поболтать, посмотреть, купить украшение. А для молодых рыцарей это был удобный день присмотреть жену. Мужчина в Средние века без жены не очень то мужчина. Без них он не мог сделать полноценную карьеру и иметь уважение коллег.
И вот вы идете перед гостиницей где остановились прибывшие на турнир рыцари. Прямо на фасаде висят шелковые флаги с их гербами. Причем в строгом порядке, выше более титулованные, наиболее знатные и крупные феодалы, ниже поскромнее с титулом баронета и еще ниже простые рыцари. Или в один ряд, в зависимости от количества. Флаги могли вывешивать на домах и монастырях, если рыцарь останавливался там. В турнирной книге Рене Анжуйского 15 века на одной из иллюстраций показан порядок флагов. Такая выставка гербов была для зрителей программой праздника. Так они представляли кто выступит и на какое зрелище рассчитывать. Поэтому под гербами собирались толпы что бы получить максимум сведений о рыцарях про которых раньше не было известно.
Лица не рыцарского происхождения не могли выставить свой герб и допускаться к турниру. Поэтому порой в рыцари посвящались герцоги, лорды и бароны. Некоторые короли просили (именно так) посвятить их в рыцари до того как они получат свой главный титул. Так они поступали в закрытый клуб, доступ в который закрыт для всех не прошедших рыцарскую присягу.
Но вернемся к гербам. На турнирном поле у стягов иногда стояли слуги, пажи или личные герольды рыцарей. Они должны были любому человеку объяснять происхождение герба и значение рисунка. Сомнение в происхождении герба, а значит рыцарского титула, могли привести к снятию с турнира и позору. Иногда герольдов одевали в костюмы львов, медведей или дикарей. Из этого странного обычая и появились потом щитодержатели на гербах. По другой версии, щитодержатели это оруженосцы.
И вот под звонкий звук труб по турнирному полю проезжает пышная процессия. Оруженосцы или герольды несут в руках штандарты на древках. Рыцари держат в руках щиты с нарисованными гербами. Коней покрывали попоной с изображением геральдических эмблем. Основной геральдический символ нарисован и на шорах лошади. Самого рыцаря закованного в латы было не видно. Но на нем могла быть туника цвета гербового поля или накидка с вышивкой из геральдических элементов. Гербы изображались и на седлах, оружии, уздечке, и на любом предмете имущества рыцаря. Рядом ехали дамы, и их накидки вышивались также, но с уже их родовыми гербами. Некоторые женщины одевали золотые или серебряные пояса и вешали на них декоративные мечи. Вокруг турнирного поля выставляли штандарты рыцарей и княжества, или города, в котором проводился турнир.
Уже после турнира рыцари сидели в зале для пира под балдахинами со своими гербами и прочими эмблемами. При этом дама которая с общего согласия признавалась королевой красоты и любви, раздавала призы отличившимся рыцарям и обращалась с похвальной речью.
Геральдическая одежда
Пару слов скажу об одежде. Геральдика отразилась на костюме Средневековья, причем не только на турнирном. Во время торжеств, церемоний или придворных праздников стали носить одежду цветов герба и украшали ее девизами и вышивкой. При описании жизни Людовика 9 Святого упоминается, что оруженосцы и стража герцога Пуатье были одеты в наряды с его гербом. В описании праздника от 1187 года упоминалось что представители Фландрии были в красной одежде с золотыми леопардами, а представители Вермандуа в зеленой с золотыми орлами. Во время конца царствования Людовика 9 дамы стали носить платья с изображением гербов. Справа изображали герб мужа, слева свой. Обычай этот постепенно разошелся на другие страны.
Как вооружение рыцаря перешло на герб
Ранее говорилось что вооружение рыцаря оказалось перенесено на герб. Как же это происходило. Самая главная деталь это щит, без которого герба быть не может. В ранний период развития геральдики использовались настоящие боевые формы гербов. Но приблизительно с началом периода Возрождения в моду входят щиты в виде картушей и разных причудливых форм. Всего насчитывается около 400 видов геральдических щитов.
Следующая важная часть герба шлем, который всегда помещается в его верхней части. На турнирах использовали шлемы отличные от боевых. Часто округлой формы с решетчатым забралом, более удобные для личной схватки. Именно их достаточно часто можно встретить на гербах. Но если въедливо разбирать миниатюры, можно встретить множество их форм, и не всегда реалистичных. Объясняется это явление очень просто. Все зависело от фантазии владельца и желании отличатся. В описании герба говорилось что шлем должен быть, но какой именно могло не уточнятся.
Считается, что такие фигуры как шеврон, столб и пояс пришли в геральдику из рыцарского вооружения. Копья, шпоры, щиты, булавы и мечи из экипировки воина стали гербовыми фигурами.
На шлеме нередко рисовался намет. Из крестовых походов рыцари привезли обычай вешать на шлем кусок полотна для защиты от палящего солнца. Привезенное домой из Палестины покрывало имело рваный вид. Вот именно эта поношенная и видевшая битвы ткань и стала наметом, одним из элементов герба.
На макушке турнирного шлема рыцаря располагалась фигура под названием нашлемник. И это могло быть что угодно. Зверь, птица, оружие или даже фигура человека. Это мог быть предмет из семейной легенды или святой покровитель воина. Этот элемент и перешел на герб в том виде в котором использовался для турнира.