В Китае, как и в западных цивилизациях, социальный статус женщин сформировался не единовременно, а в ходе исторического развития под воздействием объективных условий. Говоря о китайских философско-религиозных учениях, стоит заметить, что большинство из них были андроцентрическими и не предусматривали активного участия женщин в государственной жизни. Изменения в структуре китайского общества и внутриполитические конфликты XIX-XX веков побудили женщин к активной борьбе за свои права. Анализ истоков гендерного неравенства в стране дает возможность более полного понимания социально-экономического статуса современных китайских женщин.
Из этой статьи Вы узнаете:
- Почему философские каноны Древнего Китая стали основой для появления в стране гендерного неравенства?
- Какие события стали основой для создания движений в защиту прав китайских женщин?
- Как ускоренное развитие экономики Китая в XX веке отразилось на положении женщин?
Социально-экономический статус женщин в Китае до XX века
Несмотря на то, что в Древнем Китае была распространена буддистская философия, закрепляющая равенство мужчин и женщин и подтверждающая возможность достижения высших духовных и гражданских целей представителями обоих полов, женщины в Древнем Китае, как и в большинстве цивилизаций того времени, были бесправны. В период враждующих государств (V-III вв. до н.э.) вассальные государства, на которые был разделен Китай, последовательно проводили правовые реформы, и наконец в стране установилась феодальная частная собственность на землю. Эта феодальная система землевладения просуществовала более двух тысяч лет. С ее установлением постепенно сформировались системы крестьянских хозяйств. Обязанности в них были поделены на мужские, включавшие обработку земли, посадку сельскохозяйственных культур и животноводство, а также женские, среди которых были ткачество, воспитание детей и ведение домашнего хозяйства. При этом сельское хозяйство и надомное производство логичным образом объединились внутри одного землевладения. Продукция в таком случае создавалась для внутреннего потребления семьи, а также для потребления вышестоящими землевладельцами – знатью и правителем государства. Ремесленные производства, которые с течением времени и все шире использовали женский труд, организовывались при помощи государства, что разрешало сохранить и дополнить опыт использования тех или иных ресурсов, но не давало возможностей для расширения. Несмотря на это, секреты производства, передававшегося в семьях по женской линии, позволили Китаю достичь успехов в создании изделий из фарфора и текстиля.
В зависимости от матримониального статуса женщины делились на незамужних, получавших после смерти родителей часть имущества в качестве приданого; замужних, которые после смерти супруга претендовали на имущество при условии, что они не выйдут замуж во второй раз; и возвратившихся, которые после развода имели право забрать вещи, принадлежавшие им до свадьбы. Во времена династии Сун (X-XIII вв. н.э.) женщины также получили право самостоятельно воспитывать детей, однако окончательного перехода к защите прав женщин не произошло даже в период Возрождения на Востоке. При этом распространение христианства во времена правления династии Цин (XVII-XX вв. н.э.) привело к появлению в китайском обществе новых концептов, отличающихся от норм конфуцианства. Так, философы Ли Чжи и Сю Чжэнсе критиковали ущемление положения женщин, возникшее из-за второстепенности «женского» компонента «ян» мужскому компоненту «инь» в традиционной философии. «Ян» обозначал греховные мысли, которым человек подвергается в жизни, а основой конфуцианского учения было обретение пяти добродетелей через отказ от нездоровых привычек, к которым относилось и общение с женщинами. Ли Чжи и Сю Чжэнсе полагали, что для отображения роли женщины в обществе скорее подходит концепция Дао, в которой мягкость и незлобливость, присущие женской природе, формируют путь постижения истины.
Начало борьбы за защиту прав женщин в Китае
С изменением социальной структуры общества менялась и роль женщины в экономике. Ее роль как участника ремесленного производства увеличивалась в процессе промышленной революции. В XVII-XIX вв. в Китае женщинам-ремесленным мастерам разрешалось владеть имуществом и нанимать рабочих. Промышленными и ремесленными производствами владело крайне малое число женщин, а большинство из них либо продолжали следить исключительно за собственным домохозяйством, либо трудились на менее престижной работе. Ненормированный рабочий день, физические нагрузки, отсутствие органов, защищающих права и интересы работающих женщин, а также гендерное неравенство при выплате заработной платы, заложили основу для нарастания недовольства. Военный и политический кризис, разразившийся в Китае позже, привел к тому, что в стране начали с новой силой распространяться движения по защите прав женщин.
Расцвет исследований в области феминологии в Китае связан с Синьхайской революцией 1911 г., когда женщины повстанческие партизанские отряды и революционные военные части стали участвовать в военных действиях наравне с мужчинами. Из-за угроз со стороны правительства участницы революции рискнули заговорить о политизированности положения женщин и шовинистическом укладе китайского общества через 30 лет. После провозглашения в 1949 г. Китайской Народной Республики активизировались движения по защите прав женщин.
В ходе поэтапного проведения реформы государственной и частной собственности и централизации рынка рабочей силы после создания Китайской Народной Республики в 1949 г. была отменена ориентация предприятий исключительно на получение прибыли. Экономические преобразования этого времени и усиление конкуренции из-за постепенного перехода от плановой экономики к рыночной привели к уменьшению рабочих мест и увеличению числа барьеров, препятствующих полноценной занятости женщин в производственной и общественной жизни. Это обосновывалось с точки зрения того, что женщины, изначально выполнявшие роль домохозяек, склонны легче переносить безработицу, нежели мужчины. Уровень безработицы с начала реформы официально составлял 4,8 миллиона человек, или 2% от городского населения, и неуклонно рос. Кроме того, под сокращение на государственном предприятии попадал каждый третий работник, который не являлся продуктивном в рыночном смысле, получая, тем не менее, заработную плату. Чаще всего такими работниками становились женщины – так, в Шанхае в 1995 г. задолго после завершения экономической реформы предприятий числилось более 300 тысяч безработных женщин, не сумевших после сокращения устроиться на новую работу. Повторное трудоустройство в этом случае было затруднено из-за того, что женщины не имели навыков, достаточных для профессиональной переквалификации, из-за отсутствия доступа к образованию. На фоне ускоренного экономического развития Китая проблема женской безработицы стала острой, поскольку переизбыток неактивной рабочей силы снижал международную конкурентоспособность страны. В условиях частично открытого рынка труда женщинам-выпускницам университетов было сложнее найти работу, нежели мужчинам. При выпуске из университета женщинам при сдаче профессиональных экзаменов для соответствия занимаемой должности было нужно набрать больше баллов, чем мужчинам. Причинами таких ограничений стали конкуренция между предприятиями рыночной экономики, избыток рабочей силы и сокращение расходов предприятия за счет отсутствия субсидирования неработоспособных сотрудников. В таких условиях женщина проигрывала мужчине, которому не требовалось выходить в отпуск по уходу за ребенком и брать на себя обязательства помимо производственных.
В 1995 г. в Пекине была созвана Четвертая Всемирная конференция по положению женщин. Высказывание генерального секретаря Коммунистической партии КНР о том, что достижение равенства мужчин и женщин стало главной целью национальной политики, стало основой для формирования гендерной политики страны после 1995 г.
Главные проблемы положения женщин в Китае на рубеже XX и XXI веков
Итоги опросов о положении женщин, частично дополненные данными переписей населения, скудны, однако они показывают, что уровень занятости женщин в Китае по-прежнему один из самых высоких в мире. В стране три женщины из четырех участвуют в трудовой деятельности. Относительное преимущество китайских женщин не является окончательным. Уровень занятости среди городского женского населения снизился с 1990-х гг. Хотя жительницы сельской местности не избавлены от этой тенденции, их участие в экономической и сельскохозяйственной деятельности остается более заметным, чем в городах. Несмотря на то, что равенство с мужчинами не было достигнуто даже в период коллективизма, с 1950-х гг. китаянки обрели экономическую независимость и в большей степени стали хозяйками личного и профессионального выбора. После реформ перед ними открылись новые возможности, а в результате бума высшего образования некоторые из выпускниц высших учебных заведений смогли получить высокооплачиваемую работу, требующую высокой квалификации. Появляется даже женская элита, олицетворяемая небольшим числом женщин-предпринимателей, чей социальный успех стал одним из символов китайского экономического бума. Вопреки этому и росту занятости женщин традиционные предрассудки о том, что женщина должна заниматься домашними делами, а мужчина – общественными, укоренились только сильнее. В отличие от западных обществ, где работа женщин оценивается наравне с работой мужчин, в Китае такой тенденции не наблюдается. Несмотря на очевидные последствия для расширения прав и возможностей женщин как в экономическом, так и в символическом плане, традиционные гендерные роли укрепляются сегодня также в результате растущей незащищенности рынка труда для женщин. Неравенство между полами в отношении уровня доходов и продолжительности рабочего времени связано с типом занятости, так как большинство женщин работают на неквалифицированных, низкооплачиваемых работах в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности, транспорте, магазинах или в сфере услуг.
Особенности социального статуса женщин в современном Китае определяются как социально-историческими предпосылками, так и ускоренным развитием экономики, начиная со второй половины XX в. Формированию гендерных предрассудков в сфере оплаты труда способствовала исторически сложившаяся экономическая структура китайского общества. Разделение на «мужские обязанности», включавшие охоту, добычу и торговлю, и на «женские обязанности», включавшие домашнее хозяйство, текстильное производство и ткачество, стало основой для закрепления в обществе стереотипов о неспособности женщин к сложной и требующей как умственных, так и физических усилий, деятельности. Несмотря на то, что с 1990 г. доля участия женщин в экономике страны снизилась, они получили большие права и возможность работать не только на привычном для них сельскохозяйственном производстве, но и в других отраслях.
Автор: Сердюк Арина
Телеграм-канал: https://t.me/interstudies
#политика #китай #женщины #феминизм #экономика