Найти тему
Узорник С

Как создать непрерывно цветущую оранжерею? Секрет Л. С. Шаховской

Оранжереи создают на балконе или в комнате, и на ткани, например, коллекционируя павловопосадские платки. Особенное место в нашей коллекции занимают изделия художника Лидии Сергеевны Шаховской. Это шали - "Белые розы", "Цветущий сад" в двух колоритах, платок - "Душистый табак".

Лидия Сергеевна Шаховская (1904-1971) работала на фабрике с 1944 года. В то время никто даже не подозревал, что она - настоящая княжна. Интеллегентная, образованная, артистичная, одаренная она создала шедевральные рисунки, которые актуальны до сих пор. Ее платки не выходят из ассортимента и регулярно переиздаются мануфактурой.

Лидия Сергеевна начала свой творческий путь в студии К. Ф. Юона, где развивался её художественный вкус и творческие способности. Юон как представитель лучших традиций русского реализма обладал знаниями историка и теоретика искусства, театрального декоратора и педагога. Одним из видов семейного досуга в России были театральные постановки. Лидия Сергеевна поддержала подругу Злату Ольшескую в открытии "Театра Юных Сорванцов" в г. Павловском Посаде. Она стала в нем автором пьес и декоратором.

Юон К.Ф. Августовский вечер. Последний луч. Лигачево  , 1948
Юон К.Ф. Августовский вечер. Последний луч. Лигачево , 1948

Аристократический род отца, талант и круг общения матери оказали значительное влияние на личность и знания Л. С. Шаховской. Первой работой стало совместное с З. А. Ольшевской панно 1947 года "800-летие Москвы" 365 на 200 см, набитое деревянными формами. На обычный платок требовалось до 50-ти досок, а на панно - более 600.

Декоративное панно "800 лет Москвы". 1947
Декоративное панно "800 лет Москвы". 1947

Шаль "Белые розы" (прежнее название "Чайная роза") стала новаторской, она выполнена на двойном грунте чёрном и синем, имеет уникальную композицию. Цветочные букеты располагаются по углам, при ее ношении согнутой по диагонали, угол шали ложится на спину, а узор средника драпируется вокруг шеи как драгоценное ожерелье. Эта шаль как личность художника, глубоко автобиографична. Невероятные белые розы, изящные, живые, неповторимые. Белые розы это чистота, любовь и верность, а также уважение и почтение. Они появились одними из первых вместе с богиней Афродитой.

Шаль "Цветущий сад" (прежние названия "Сады цветут" и "Цветы вишни, ирисы, пионы") объединяет художественные взъерошенные розы, пышные пионы, изящные ирисы и нежную сакуру. Это красота, выразительность и счастье в живописном образе. Это шаль-праздник, вечная ода цветению.

Платок "Душистый табак" (восстановленый рисунок "Цветочный мотив") - это изысканная вязь в сочетании с цветочной гирляндой. Современный платок изготовлен из шерстяной ткани с просновками. Рисунок приобретает глубину и объемность. Душистый табак давно заслужил популярность благодаря утонченному аромату.

Шаль "Цветочный мотив". 1950-е. Из кн. Г. А. Макаровской Русские шали
Шаль "Цветочный мотив". 1950-е. Из кн. Г. А. Макаровской Русские шали

Уникальный стиль рисунка, неповторимая индивидуальность. Несмотря на трудности судьбы Лидия Сергеевна смогла сохранить искру жизни и поделилась с нами своим талантом любви и сострадания.