Среднее значение для Руси – последние суббота-воскресенье Июля (В 2021 году – 24-25 июля)
(В сокращении, © По материалам обзора славяно-русских народных праздников: Крескин В.Н.: "Русская Матрёшка: Праздьнъ в традиции" )
"Перуну Славяне приносили жертвы и обѣты; не Его — господа міра, а Перуна считали производителемъ молніи. Что господь міра, Богъ боговъ, былъ почитаемъ Славянами отдѣльно отъ Перуна, на это имѣемъ доказательства и въ договорахъ Игоря и Святослава съ Греками" (Срезневский И. И., 1). На Руси основным днём чествования Перуна с периода двоеверия считается тот же день, в который почитается и христианский пророк Илия (20 июля в старом стиле или 2 августа в современном). "Обряд этого дня несомненно, имеет языческую основу и восходит к древним временам" (Мадлевская Е. Л., 2). К этому дню на бо́льшей части Руси заканчивается сенокос и начинается уборка хлеба. "С 20 июля/2 августа — Перунова дня — начинался самый трудный период лета в году земледельца — жатва. Чествовать богов накануне трудной работы ради получения их поддержки — характерные черты языческой культуры" (Старкова Ю. Ю.: "Братчина-пир…", 3).
Но 20 июля (в ст. стиле) не единственный день, в котором запрещаются почти все виды работ, связанные с началом сбора урожая: "24-е іюля посвящено тѣмъ-же святымъ, и поговорка, относящаяся къ этому числу, увѣряетъ: "Борисъ и Глѣбъ — поспѣлъ хлѣбъ… Самое время празднованія Борису и Глѣбу при началѣ посѣвовъ въ жатвенную пору — дали поводъ перенести на этихъ святыхъ древнее чествованіе Перуну, какъ творцу урожаевъ. По народному повѣрью, кто станетъ работать 24-го іюля, у того молнія спалитъ всѣ копны; на югѣ Россіи день этотъ слыветъ праздникомъ Бориса и Глѣба-паликопа или паликопна. Точно также не работаютъ в 27-го іюля на Палѣя (Пантелеймона), чтобы небесный огонь не спалилъ сжатаго хлѣба" (Афанасьев А. Н., 4). В Волынской области и поныне помнят праздничные, но и запретные для работы дни — Жижо́к — 7 Августа и Жижчи́ха — 8 августа, в самый канун церковного праздника в честь св. Пантелеймона (9 августа в современном стиле), которого в народе называют Паликопой: "кто в этот день станет жать, у того молния сожжет копы" (Толстая С. М., 5).
Таким образом, конкретной, "общеславянской" даты чествования Бога гроз в народной традиции нет. Как отметил А.Н.Афанасьев, "Вмѣстѣ съ Ильею-пророкомъ, они заступили мѣсто Перуна" (Афанасьев А. Н., 6). Все названные даты зависят только от местных условий, связанных с уборкой урожая. Ориентир — Ильин день - условность, которая сохранилась как разграничение сезонов лета и осени, а также период начала жатвы, начинающийся с конца июля — начала августа (Прокопий-жатвенник - 8/21 июля, Прокл — 12/25 июля, Илья — 20 июля/2 августа). Особые "грозовые" дни, таким образом, в разных регионах предшествуют жатве и были приурочены в период двоеверия к дням разным святых. К "грозным" ("притчеватым", "наказливым") в этот же период также относились дни Тихвинской иконы Божьей Матери (26 июня/9 июля); мучеников Кирика, Иулитты и князя Владимира ("Кирики-Улиты" (15/28 июля) и другие.
В некоторых регионах день Божества, управляющего грозными силами неба, отмечается даже не один раз: "Іюня 2-го церковь воспоминаетъ великомуч. Іоанна, пострадавшаго въ Бѣлградѣ; крестьяне называютъ его Іоаннъ Градобойный и убѣждены, что онъ можетъ отвратить въ другую сторону градовую тучу, или уничтожить градъ и сдѣлать его безвреднымъ при самомъ паденіи. Вслѣдствіе этого они служатъ молебны Іоанну Градобойному о ниспосланіи дождя и спасеніи отъ града и бури" (Аристовъ Н. Я., 7).
Исходя из этого, дата чествования Бога Перуна различается в регионах и имеет конкретную привязку только к кануну жатвы. Усредненный день для Руси - последнее воскресенье июля. В 2021 году – 24-25 июля.
1. Срезневский И. И. "Святилища и обряды языческаго богослуженiя древнихъ славянъ, по свидѣтельствамъ современным и преданiямъ". — Харьковъ, 1846
2. Русская мифология: энциклопедия / Сост., общ. ред. и предисл. Е. Л. Мадлевской. — М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005
3. Жертвоприношение: Ритуал в культуре и искусстве от древности до наших дней. Сб. статей. Научн. ред. Л. И. Акимова и А. Г. Кифишин. — М., 2000
4. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Том 3 / Репринт 1869. — М., "Индрик", 1994
5. Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М., "Индрик", 2005
6. Афанасьев А. Н. Поэтическiя воззрѣнiя славянъ на природу. Томъ первый — М., 1865
7. Труды четвертаго археологическаго съѣзда в Россiи. 31 июля-18 августа 1877 года. Том 2. — Казань, 1891
© В.К.
©В.К. Подписывайтесь на статьи о народных праздниках, группа "Праздьнъ в традиции": ВКонтакте Фейсбук Телеграм
#языческий праздник #народный праздник #язычество #народныйкалендарь #ДеньПеруна #богПерун #славянскийпраздник #народныйпраздник #народныйкалендарь #календарьславян #языческийпраздник