Найти в Дзене

Сколько в Москве колец и откуда они взялись?

А знаете ли Вы почему у Москвы дорожная сеть радиально-кольцевой структуры? Во выдал. Говоря по-другому: почему в Москве дороги в виде колец и разбегающихся в разные стороны главных улиц? Ну, кто знает – молодец! А с теми кто не догадывается будем разбираться. Если коротко, все дело в том, что город то старинный. А все старинные города начинались с крепости. Вот и Москва не исключение. Еще в незапамятные времена стали селиться наши пращуры на удобном холме над рекой и скорее всего поселение было обнесено каким-никаким частоколом. В 1156 году на территории современного Кремля были построены первые укрепления общей протяжённостью около 850 м и площадью около 3 га. Укрепление было окружено рвом шириной 16-18 м и глубиной не менее 5 м. Земляной вал по ширине был около 14,5 м и 7 м по высоте. Для тех времён это была типичная средняя русская крепость. В 1339 году при Иване Калите были построены стены и башни из дуба. В 1366—1368 годах, при великом князе Дмитрии Донском, деревянные стены Крем
План Москвы 17в. (из открытых источников)
План Москвы 17в. (из открытых источников)

А знаете ли Вы почему у Москвы дорожная сеть радиально-кольцевой структуры? Во выдал. Говоря по-другому: почему в Москве дороги в виде колец и разбегающихся в разные стороны главных улиц? Ну, кто знает – молодец! А с теми кто не догадывается будем разбираться.

Если коротко, все дело в том, что город то старинный. А все старинные города начинались с крепости. Вот и Москва не исключение. Еще в незапамятные времена стали селиться наши пращуры на удобном холме над рекой и скорее всего поселение было обнесено каким-никаким частоколом.

Аполлинарий Васнецов. «Основание Москвы». (из открытых источников)
Аполлинарий Васнецов. «Основание Москвы». (из открытых источников)

В 1156 году на территории современного Кремля были построены первые укрепления общей протяжённостью около 850 м и площадью около 3 га. Укрепление было окружено рвом шириной 16-18 м и глубиной не менее 5 м. Земляной вал по ширине был около 14,5 м и 7 м по высоте. Для тех времён это была типичная средняя русская крепость.

В 1339 году при Иване Калите были построены стены и башни из дуба.

В 1366—1368 годах, при великом князе Дмитрии Донском, деревянные стены Кремля заменяются стенами и башнями из местного белого камня (по данным археологии каменными были башни и наиболее важные части стены, откуда была наибольшая опасность штурма). С этого периода в летописях часто встречается название — «Москва белокаменная».

Аполлинарий Васнецов. «Белокаменный Кремль при Дмитрии Донском» (из открытых источников)
Аполлинарий Васнецов. «Белокаменный Кремль при Дмитрии Донском» (из открытых источников)

Год за годом, увеличивался город посадами, прирастал слободами, богател город. Знатные люди селились ближе к кремлевским стенам, образуя Великий посад, который требовал надежной охраны и защиты. Ведь только в XIV-XV веках он четырежды был сожжен после набегов татар на Москву. И вот в 1538 году к угловым башням Московского Кремля: Беклемишевской и Арсенальной была пристроена современная каменная крепость, названная Китай-Город. По сути это явилось, так сказать, второй очередью Московского Кремля.

Аполлинарий Васнецов. «Спасские (Водяные) ворота Китай-Города» (из открытых источников)
Аполлинарий Васнецов. «Спасские (Водяные) ворота Китай-Города» (из открытых источников)

Вот вам и первое Московское кольцо, окружавшее Боровицкий холм и Великий посад. Из крепостных ворот разбегались в разные стороны дороги по которым спешили скороходы, разнося указы княжеские по «городам и весям», катили обозы с товарами, шли паломники.

Следующая линия обороны стольного города под названием Белый город, появилась во времена правительства, возглавляемого боярином Борисом Годуновым. После того, как прежние деревянные укрепления на земляном валу сгорели при набеге крымских татар в 1571 году было принято решение о строительстве каменных укреплений. Строительство велось в начале 1590-х годов, точные даты начала и окончания строительства дискуссионны. Строительство возглавил известный зодчий Фёдор Конь. Современники считали Белый город одной из самых сильных крепостей Европы.

В старину в Белом городе располагались, в частности, Пушечный двор, Охотный ряд и Колымажный двор. После возведения каменной стены домовладения стали перестраиваться в камне. В продолжение XVIII века улицы Белого города были замощены булыжником. В течение всего века здесь активно строило городские усадьбы московское дворянство.

Белый город на карте Москвы (из открытых источников)
Белый город на карте Москвы (из открытых источников)

К середине XVIII в. крепостная стена потеряла оборонительное значение и сильно обветшала. Камни и кирпичи потихоньку растаскивались местными жителями. В июне месяце 1774 года было решено полностью демонтировать стены Белого города, а на освободившемся месте высадить деревья и кустарники. Так образовалось еще одно Московское кольцо – Бульварное.

За пределами Белого города располагался Земляной город, застроенный деревянными домишками горожан и постройками многочисленных ремесленных слобод.

Еще при царе Фёдоре Иоанновиче, после набега Крымского хана Казы-Гирея II (1591) в течение года (1591—1592 гг.) был сооружён земляной вал с деревянными стенами и башнями числом 34, а перед валом устроен ров.

К концу XVIII столетия укрепления обветшали, и в 1783 году граф Чернышёв, главнокомандующий (губернатор) Москвы, повелел уничтожить стены и часть башен, превратив тем самым Земляной вал в место прогулок для москвичей.

В войну 1812 г. Земляной город значительной частью выгорел и при послевоенном переустройстве укрепления были уничтожены: вал срыт, а ров — засыпан (18161830 годы). Владельцев домов, стоявших вдоль образовавшейся улицы, обязали разводить сады на прирезанных от бывшего вала участках. И сейчас это еще одно кольцо – Садовое.

Городское устройство г. Москвы (из открытых источников)
Городское устройство г. Москвы (из открытых источников)

Автомобилисты уже давно знают московскую аббревиатуру ТТК – третье транспортное кольцо. Кольцо магистрали замкнулось в 2005 году, однако история отсылает нас в далекие 1930-е годы. В 1935 году утверждён Генеральный план реконструкции Москвы, по которому вокруг Москвы должны были пройти «новое бульварное кольцо с использованием, в основном, трассы Камер-Коллежского Вала».

Камер-Коллежский вал не являлся укреплением, его задача была иная - он играл роль таможенных заграждений, на въезде в Москву осуществлялся контроль за ввозимыми товарами и взимание пошлин за их ввоз.

Вал представлял из себя земляную насыпь протяженностью 37 километров, с расположенными на местах въезда в город восемнадцатью заставами, вокруг насыпь была окружена рвом с водой. С внутренней стороны вала были проезды для патрулей, которые дежурили, проверяя не пытается ли какой-то нерадивый купец перебраться со своим товаром через насыпь, минуя проверочные пункты. Построено это таможенное укрепление было в 1742 по решению Камер-Коллегии (отсюда и название вала), которая ведала сборами в пользу государства. Вал сравняли в XIX веке, сейчас от Камер-Коллежского вала остались только воспоминания в виде названий улиц: это все «валы» и «заставы».

Самым дальним и до недавнего времени пограничным Московским кольцом являлась МКАД – Московская кольцевая автодорога. Стоит отметить, что эта автомобильная трасса была спроектирована в 1937 году, через два года проект был привязан к местности. Строительству помешала Великая Отечественная война.

В июне 1941 года Государственный комитет обороны принял решение проложить кольцевую дорогу по упрощенной схеме в максимально сжатые сроки – всего за один месяц. Строительство окружной дороги было необходимо в военных целях – для переброса войск, обороны Москвы и подготовки контрнаступления. Первое время дорога не имела асфальтового покрытия – ее наскоро залили бетоном.

МКАД 1972 год (https://pastvu.com/p/557350)
МКАД 1972 год (https://pastvu.com/p/557350)

Это сейчас МКАД современная магистраль, по которой (конечно же если нет пробок, что крайне редко) можно промчаться с ветерком. В 80-е-90-е годы средняя скорость движения автомобилей составляла 35-40 км/ч, а в часы-пик на трассе образовывались многокилометровые заторы.

К тому же из-за отсутствия ограждений, многие москвичи часто перебегали дорогу в тех местах, где нет переходов. По статистике в год под колесами машин на МКАД погибали порядка двухсот человек, и еще около тысячи получали увечья, поэтому кольцо получило название «дорога смерти».

С целью разгрузить ТТК и МКАД планировалось примерить на Москву еще одно кольцо – Четвертое транспортное. Значительная часть ЧТК должна была проходить по искусственным сооружениям — эстакадам и тоннелям глубокого заложения.

Проект Четвёртого транспортного кольца стал одним из самых дорогостоящих в истории Москвы. К 2011 году его плановая стоимость превысила 1 триллион рублей (от 12 до 20 млрд рублей за 1 километр).

Вместо ЧТК было решено построить 3 хордовые магистрали, вместе образующие незамкнутое кольцо — Северо-западную хорду, Северо-восточную хорду и Южную рокаду. В дальнейшем, в планы была включена и Юго-Восточная хорда — таким образом, кольцо вновь замкнулось; но есть принципиальное различие: хорды имеют выход на МКАД, что значительно разгрузит как МКАД, так и общую дорожную загруженность города.

Планы Московских градоначальников по строительству дорог (из открытых источников)
Планы Московских градоначальников по строительству дорог (из открытых источников)

Вот так была окольцована столица, от Кремля до самых до окраин.

А выскочив из ворот Кремля, минуя ворота Белого города, проехав ворота города Земляного и оставив за спиной заставы Камер-Колежского вала, разбегались столбовые дороги в разные стороны, прочь из душной столицы на просторы Руси-Матушки.