1. Когда пишешь битву в фэнтези нельзя ни в чем ориентироваться на принципы реальных сражений, происходивших в Античности и Средневековье. Твой мир это твой мир, а реальная история – совсем другое. Если читатель уловит хотя бы что-то отдаленно схожее, он сразу подумает, что своей фантазии у тебя нет.
2. Чем меньше конкретики и деталей – тем лучше. Всё это в конечном счёте лишь запутает и тебя и читателя. Поэтому используй только самые общие описания, чтобы никто потом не смог ни к чему придраться.
3. Лучше бы, конечно, битвы вообще не описывать, но не всегда так получается, к сожалению. В противном случае не было бы и этой статьи.
4. Никто не любит читать реалистичные сражения. Это же фэнтези, в конце-то концов. Поэтому наших должно быть очень мало, а врагов – целые орды. Разница минимум в несколько раз. Иначе откуда адреналин?
Но конкретные цифры, опять же, лучше не называй. Это лишнее. Используй такие термины как «огромная армия», «гигантское войско», «бессчетная орда» и т.д. – этого более чем достаточно.
5. Наши в любом случае должны быть гораздо умней. Всегда приятно когда те, за кого ты болеешь, побеждают смекалкой. Чем тупее вражеские генералы – тем лучше. Идеально когда враги всегда и везде просто прут напролом. Нашим же небольшим войском должен руководить стратегический гений.
6. Наши, естественно, должны побеждать. Всегда и везде. Данное правило не терпит никаких исключений.
7. Но перед битвой обязательно нагони жути – врагов очень много, нас мало, это конец, как же мы победим? Пусть читатель даже на секунду допустит что ты плохой писатель и наши могут в сражении проиграть
8. Хороший ход, если главный положительный персонаж в одиночку удержит важный участок боя, долгое время отбиваясь от огромной кучи врагов.
9. Вообще постарайся всячески подчеркнуть крутость и превосходство главного героя. Читатель должен увидеть, что данное сражение вообще возможно только благодаря подавляющему численному превосходству врагов.
10. Свои не должны ничего бояться. А вот врагам можно и бояться и даже позорно убегать.
11. Планируя передвижения армий, не загоняй себя в рамки логистики и глупых вопросов по типу «а чем питалась такая прорва народа». Не забывай - ты пишешь фэнтези, а не учебник истории. Зануды могут пойти и почитать книгу про Бонапарта.
12. Любые доспехи, следует понимать, нужны скорее для антуража и красоты. У кого-то панцирь, у кого-то кольчуга, у кого-то и вовсе ничего нет. Атмосферу благодаря этому создать можно и нужно, но никакие доспехи не должны спасать врагов.
13. Если в книге есть юный персонаж, никогда раньше до этого не бравший в руки меч, то будет очень круто, если в битве он неожиданно проявит себя мощным воином, зарубив множество врагов. Читатель точно будет приятно удивлен!