Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Москва ускоряет интеграционные процессы, стремясь к созданию союза по типу бывшего СССР

Москва продвигает интеграционные процессы на территории бывшего СССР, стремясь к созданию нового союза, с расчетом на его расширение. Москва стремится преобразовать Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в единый политический и экономический блок, что является очевидным ответом на предполагаемое давление Запада на эту группировку.

Кремль и его союзники сейчас ускоряют интеграцию ЕАЭС за счет снижения тарифных барьеров и координации политики по консолидации ядра блока из пяти членов перед возможным расширением союза. В настоящее время ЕАЭС состоит из России, Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана и действует через наднациональные и межправительственные институты, содействуя свободной торговле и перемещению товаров и рабочей силы.

Первого июля президент России Владимир Путин подписал закон о создании общего рынка электроэнергии ЕАЭС, который позволит предприятиям России, Казахстана, Киргизии, Беларуси и Армении свободно выбирать поставщиков энергии. Была также запущена в коммерческую эксплуатацию единая поисковая система «Работа без границ» во всех странах ЕАЭС, что стало первым совместным цифровым проектом группировки по продвижению внутриблокового потока рабочей силы. Также с первого июля все новые препараты в ЕАЭС будут регистрироваться по единым правилам.

Как и Европейский союз, члены ЕАЭС постепенно уступают часть своего суверенитета группировке, хотя пройдет некоторое время, прежде чем они достигнут уровня интеграции в ЕС. Шаги по консолидации пяти основных стран предпринимаются с прицелом на расширение. Последние отчеты указывают на то, что ЕАЭС и Индонезия планируют завершить к сентябрю совместное технико-экономическое обоснование потенциального соглашения о свободной торговле.

Сильный экономический субъект? Это не означает, что соглашение будет подписано в ближайшее время, поскольку потребуется время, чтобы изучить текущее состояние торгово-экономических отношений между ЕАЭС и Индонезией и спрогнозировать преимущества и риски возможного расширения связей.

В 2020-м году объем торговли между Индонезией и странами ЕАЭС достиг 2,25 млрд. долларов. Экспорт Индонезии в регион достиг 1 миллиарда долларов, а Джакарта импортировала товаров на 1,28 миллиарда долларов из стран ЕАЭС. «Индонезия с потенциалом молодого населения нуждается в сильных экономических субъектах, чтобы стать развитой страной к 2045-му году», – сказал министр торговли Индонезии Мухаммад Лофти , отметив намерение его страны расширять связи с ЕАЭС.

Однако остается спорным, превратился ли ЕАЭС в «сильного экономического игрока». Его самые богатые члены – Россия и Казахстан – все еще зависят от нефти и газа, в то время как Беларусь сильно зависит от импорта энергоносителей, которые подпитывают свою экономику. Кыргызстан – одна из беднейших стран Центральной Азии, а Международный валютный фонд объявил Армению самой бедной страной на Южном Кавказе по состоянию на 2018-й год.

ЕАЭС ищет экономического подъема за пределами своих границ. Сейчас он добивается статуса наблюдателя в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве (АТЭС), группе свободной торговли, объединяющей 21 страну. На АТЭС приходится около 60% мирового валового внутреннего продукта (ВВП) и 48% международного торгового оборота. Россия присоединилась к АТЭС в 1998-м году и теперь, как сообщается, стремится к развитию более тесных связей между ЕАЭС и АТЭС.

Кремль пытается также заманить в ЕАЭС сравнительно благополучный Узбекистан. «Полноценное участие Узбекистана в ЕАЭС предоставит дополнительные возможности для роста узбекской экономики и ощутимые преимущества для его граждан», – заявил недавно премьер-министр России Михаил Мишустин. Центральноазиатская страна с населением 34,6 миллиона человек имеет относительно крупную экономику по региональным стандартам с ВВП в 57,7 миллиарда долларов и средним экономическим ростом 6,6% в период с 2011-го по 2019-й год, что выше, чем у всех стран ЕАЭС за этот период. «Без участия Узбекистана как крупного и стратегически расположенного игрока в Центральной Азии очень сложно решать вопросы регионального развития, в первую очередь в области транспорта, водоснабжения и энергоснабжения», – сказал Евгений Винокуров, главный экономист отдела евразийской стабилизации Фонд развития в Евразийском банке развития.

11 декабря 2020-го года Узбекистан получил статус наблюдателя в ЕАЭС. В то время лидеры ЕАЭС предоставили такой же статус Кубе, хотя карибская страна и давний союзник России не находится ни в Европе, ни в Азии. Помимо Узбекистана и Кубы, Молдова является еще одним наблюдателем от ЕАЭС. Все члены ЕАЭС являются частью Содружества Независимых Государств, образованного после распада Советского Союза в 1991-м году. ЕАЭС широко рассматривается как проект Москвы по реинтеграции бывших советских стран посредством торговли и коммерции.

Не совсем понятно, как этот проект воспринимается в западных столицах, поскольку ЕС продолжает свое продвижение на восток. Соглашение ЕС о свободной торговле с Сербией вступит в силу 10 июля. Сообщается, что балканская нация в настоящее время не планирует присоединяться к ЕАЭС, хотя географически и исторически она может оказаться логичным кандидатом на расширение. Москва чувствует заговор Запада с целью помешать расширению ЕАЭС. Ранее в этом году заместитель министра иностранных дел России Андрей Руденко заявил, что Запад стремится «превратить постсоветское пространство в зону постоянных конфликтов и напряженности».

Бывшие советские государства. Москва, со своей стороны, заявляет, что выступает за равноправное и взаимовыгодное сотрудничество между бывшими советскими странами. «Западу не нравится наше желание объединить республики Центральной Азии», – сказал бывший президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, которому в 2019-м году было присвоено звание почетного председателя Высшего Евразийского экономического совета, – «Они хотят отделить нас всех от России и Китая. Они активно над этим работают».

Несмотря на то, что он ушел в отставку в 2019-м году, 80-летний политик по-прежнему считается очень влиятельной фигурой не только в своей центральноазиатской стране, но и в ЕАЭС. Но Москва, возможно, создала определенные препятствия для облегчения интеграции ЕАЭС. Это было видно во время видеоконференции лидеров ЕАЭС в мае 2020-го года, на которой Россия заявила, что не планирует устанавливать единую цену на газ для всех государств-членов.

Беларусь и Армения, зависимые от российского газа, воспротивились этому заявлению. Между тем лидер Казахстана Касым-Жомарт Токаев подверг резкой критике некоторые аспекты стратегии развития ЕАЭС под руководством Москвы, подчеркнув множество проблем, связанных с более быстрой интеграцией профсоюзов.

MIKOVIC