Современная жара в Санкт-Петербурге напомнила мне о том, что Достоевский описал в своем романе реальность 1865 г., когда в городе стояла аномальная жара. С первых строчек Достоевский погружает нас в это время:
В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К — ну мосту.
Под топонимами скрываются реальные места - Столярный переулок и Кокушкин мост:
Современным исследователем творчества писателя Б. Н. Тихомировым в работе "Лазарь! Выйди вон!" было установлено, что началом произведения следует считать 7 июля 1865 г. Жара в 1865 г. в Петербурге действительно стояла страшная. Вот несколько цитат из газет:
Петербургский листок, 1865, 22 июня, №91:
В городе в последнее время стоят страшные жары. Проходя по улицам, буквально задыхаешься от зноя. После долгих холодов этот зной еще невыносимее.
Голос, 1865, 18 июля, № 196:
"Жара невыносимая (сорок градусов на солнце), духота, зловоние из Фонтанки, каналов"
В самом романе Разумихин объясняя причину обморока Раскольникова в полицейском участке говорит о 37,5 °по шкале Цельсия. В реальности же, максимальная температура во время действия романа была зафиксирована 9 июля 1865 г. И равнялась она 31 °. Любопытно, что именно в этот день литературный герой Достоевского совершает Преступление.
Достоевский делает жару частью психологической атмосферы вокруг героя, она нужна ему для описания процесса его помешательства. Он хочет показать как происходит нервной срыв, как невыносимость жары подталкивала героя к преступлению, как обостряет чувства.
Вот ещё несколько цитат из романа, в которых упоминается тема жары:
Описывается момент, когда Свидригайлов пристает к девочке:
Раскольников не сел и уйти не хотел, а стоял перед нею в недоумении. Этот бульвар и всегда стоит пустынный, теперь же, во втором часу и в такой зной, никого почти не было.
Переживание Раскольникова накануне убийства:
Нервная дрожь его перешла в какую-то лихорадочную; он чувствовал даже озноб; на такой жаре ему становилось холодно
В этом контексте надо ещё добавить, что район Сенной площади, где разворачивается основное действие романа, в 1860-х был настоящей трущобой и больше напоминал клоаку. А если знать, что по социальной норме того времени люди НЕ могли ходить с оголёнными частями тела по улицам, нынешняя ситуация в городе не кажется такой уж невыносимой).