Найти тему
Илон Маск / Elon Musk

Илон Маск может потерять миллиарды, если проиграет в суде

Илон Маск
Илон Маск

Пять лет назад Илон Маск объявил инвесторам Tesla, что автопроизводитель покупает компанию SolarCity, которая на тот момент лидировала в области установок солнечных панелей в США. «Я оптимистичен на этот счет. Это многое изменит», - сказал он 1 ноября 2016 года в разговоре с аналитиками. «Потребители чрезвычайно хорошо это приняли», - прокомментировал Маск сделку на $2,2 миллиарда. Он добавил:

«Есть немало скептиков, некоторые из них - представители крупных хедж-фондов. Но я считаю, что для банкротства SolarCity нет причин."

12 июля Маск отправится в Канцлерский суд Делавэра, чтобы оправдать сделку. Он - единственный оставшийся ответчик в деле, возбужденном акционерами, которые утверждают что покупка SolarCity по сути была спасением проблемной компании, основанной его двоюродными братьями. Компании, в которой сам Маск был крупнейшим инвестором и председателем совета директоров. В иске также упоминается совет директоров Tesla, которых обвиняют в неудовлетворительном менеджменте. Члены совета директоров во главе с председательницей Робин Денхолм в прошлом году пошли на сделку, выплатив $60 миллионов, без признания вины. Но Маск решил отстоять сделку. Проигрыш в суде может обойтись ему более чем в $2 миллиарда - то есть
в стоимость поглощения. Это стало бы одним из самых крупных судебных решений, вынесенных против отдельного руководителя. В то время как такие компании, как Bank of America и British Petroleum, столкнулись с миллиардными выплатами за роли, которые они сыграли в таких событиях, как ипотечный кризис в США и взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon, напрямую отдельные руководители редко несут ответственность за такие большие суммы.

Дом с солнечной черепицей Tesla
Дом с солнечной черепицей Tesla

В основе дела SolarCity лежат сомнения инвесторов в том, почему Tesla вообще понадобилось это поглощение. Маск утверждал, что это будет трансформационная сделка, которая поможет компании доминировать в отрасли с помощью недорогих солнечных панелей, аккумуляторов Tesla и высокотехнологичных солнечных крыш. Мало того, что не многое из этого претворилось в жизнь, но были и очевидные опасения по поводу конфликта интересов. Двоюродные братья Маска Линдон и Питер Рив основали SolarCity в 2006 году как раз с подачи Илона. Маск финансировал проект, был председателем совета директоров и владел 22,2%, когда Tesla приобрела компанию.

Когда Tesla купила их, они якобы собирались провести рекапитализацию и внести изменения в бизнес. Но продажи значительно снизились. Думаю это потому, что они не обращали [на энергетическое подразделение] особого внимания и занимались другими делами, - говорит Джозеф Оша, старший аналитик Guggenheim Securities.

Рост Solar City - а вместе с ним и рост её долга - был связан с маркетингом. При братьях Рив компания полагалась на дорогостоящую рекламу, а также предлагала недорогую долгосрочную аренду солнечных панелей.

За несколько недель до закрытия сделки Tesla провела мероприятие для СМИ, продемонстрировав солнечные крыши, сделанные из высокотехнологичной черепицы. По мнению Маска, продукт должен был изменить индустрию, потому что крыши бы одновременно генерировали чистую энергию и устраняли эстетические недостатки традиционных солнечных панелей - они сильно раздражали одного из богатейших людей мира. После поглощения Tesla отказалась от расходов на маркетинг, продажи осуществлялись непосредственно через сайт и сеть шоурумов компании. Братья Рив оба подали в отставку к июлю 2017 года, через несколько месяцев после завершения сделки по продаже.

Илон Маск показывает солнечную черепицу
Илон Маск показывает солнечную черепицу

Энергетическое подразделение Tesla, которое включает в себя то, что осталось от SolarCity, в прошлом году принесло доход в размере $1,99 миллиарда, по сравнению с всего лишь $178 миллионами в 2016 году. Но этот рост был обусловлен не установками панелей, а скорее продажами Powerwall. Аккумуляторы, которые накапливают электричество от солнечных панелей - продукт, который Tesla начала продавать более чем за год до объявления о сделке. В то же время установка панелей, основной бизнес SolarCity, в 2020 году выросла до 205 мегаватт - это четверть от 803 мегаватт, о которых Solar City отчиталась в 2016 году.

Tesla сообщила о росте количества солнечных установок до 92 мегаватт в первом квартале 2021 года, не уточнив о жилых или коммерческих проектах идет речь. В отчете также говорится, что объем продаж солнечных крыш вырос в девять раз по сравнению с прошлым годом, но конкретных цифр не приводится. Несмотря на достижения, бизнес по производству аккумуляторов является основным. Оша из Guggenheim Securities говорит:

«Powerwall - настолько хороший бренд, что они могут продавать их сколько угодно».

Tesla Powerwall
Tesla Powerwall

В показаниях от 2019 года Маск говорил, что проблемы с производством электромобиля Tesla Model 3 в 2017 году привели к перераспределению персонала и инженеров из SolarCity, чтобы помочь наладить производство. На допросе Маск не смог точно сказать, какая часть сотрудников SolarCity была переведена на производство Model 3, и подтвердил, что это не упоминалось в годовом отчете Tesla.

SolarCity не устанавливала уникальные солнечные панели, вместо этого полагаясь на ведущих производителей. Их бизнес был основан на установке, получении арендной платы от клиентов и монетизации стоимости энергии, вырабатываемой системами, которые они устанавливали.

Солнечные крыши, которые должны были вытеснить традиционные панели, были разработаны непосредственно в Tesla. Пять лет спустя они все еще не поставляются на уровне, близком к массовому. Отчасти это потому, что серийное производство крыш оказалось слишком сложным - каждая разрабатывается индивидуально. Совсем недавно Tesla заявила, что сосредоточится на установке солнечных крыш в новых домах, отходя от значительно более крупного рынка модернизации уже существующих домов.

Фабрика Tesla в Буффало, Нью-Йорк
Фабрика Tesla в Буффало, Нью-Йорк

В рамках поглощения SolarCity Tesla получила крупный завод солнечных панелей в Буффало, штат Нью-Йорк. Компания, вместе со своим давним партнером Panasonic (основным поставщиком литий-ионных аккумуляторных элементов) пообещала, что объем производства солнечной энергии на объекте вырастет до 1 гигаватта в год. Panasonic отказалась от проекта в прошлом году, и неясно, сколько панелей или солнечной черепицы сейчас производится на заводе. Tesla не обнародует эти данные.

Источник