Когда я только начинал заниматься франчайзингом, бытовала расхожая фраза, что «по статистике выживаемость и успешность бизнеса, открытого по франшизе в 3-4 раза выше, чем под собственным брендом». Я не проверял достоверность этих данных, но знаю точно, что франшиза может быть как крепким долгосрочным продуктом, так и карточным домиком, который рухнет от малейшего колебания, если в нем не будет крепкого базиса и управления.
Что позволяет бизнесу по франшизе быть стабильным и успешным по сравнению с другими?
Множество сайтов, содержащих материалы про франшизы, указывают примерно одни и те же преимущества франшизы:
1. Известный бренд
2. Финансовая модель
3. Поиск, подбор и обучение персонала
4. Единый маркетинг
5. Единые поставщики.
Те же сайты, говорят, что «минусы» франшизы, это:
1. Платежи
2. Жесткие стандарты работы
3. Отсутствие самостоятельности франчайзи
Вроде так и есть. Но, увы, на практике все иначе. Каждая франчайзинговая система обладает своими особенностями. Это связано со спецификой отрасли, в которой работает конкретная франшиза, и, например, с личностями основателей и их ведению бизнеса и многим другим.
В каждом заявленном плюсе, можно найти негатив. И наоборот.
Необходимо анализировать конкретную франшизу, и решать, что в ней и для вас будет плюсом, а что минусом.
Для себя я сформулировал такие преимущества бизнеса по франшизе:
1. Чувствовать силу франчайзинговой сети
2. Иметь проверенные стандарты работы
3. Иметь защищенность своего бизнеса
4. Иметь понятный источник прибыли
5. Быть частью большого растущего проекта
Я знаю изнутри работу нескольких франчайзинговых сетей. В одних были эти пять факторов, в других нет. Как показывает практика, если они были, то бизнес был успешный, классный. Если не было – наоборот.
О каждом из этих преимуществ франшизы я расскажу подробней. А минусы в каждой франшизе могут быть свои. Это сугубо частные случаи. Их может не быть совсем, а может все быть настолько плохо, что отдельные замечания просто теряются.