Найти тему

Цомпантли -- стена ужаса.

https://pixabay.com/ru/users/rashidaj-2389860/
https://pixabay.com/ru/users/rashidaj-2389860/

О цивилизациях Центральной Америки мы знаем не так уж много. Некоторые из них, например, майя, погибли ещё до проникновения на континент белого человека, другие, как раз, в результате этого проникновения. Европейцы столкнулись с совершенно непредставляемым для себя миром. Другая природа, диковинные животные, странные люди. Особенно же их шокировало общество и религия местных народов. Проще говоря, завоеватели и проповедники, которые и сами не были мальчиками из церковного хора, познали ужас и отвращение. Стоит ли удивляться, что они безжалостно уничтожали всю туземную культуру. Об одном из её памятников мне бы хотелось рассказать.

Свидетельство о цомпантли в своём Кодексе оставил Диего Дуран -- испанский монах доминиканского ордена. Он родился и вырос в Мексике в XVI веке, а потому знал местные языки. Вступив в орден, Диего получил послушание: отправиться по деревням, нести Слово Божье туземцам и искать следы апостола Фомы, который по преданиям проповедовал в Индиях (на дворе ещё XVI век -- не забываем!). Вот Кецалькоатль был белым, значит, мог оказаться Святым Фомой!

В ходе своих разысканий брат Дуран собрал огромное количество сведений о культуре народов, живших в государстве ацтеков. На закате жизни он написал несколько рукописей, которые сейчас называются "Кодексом Дурана". В одной из них он и рассказал о цомпантли -- огромный то ли стеллаж, то ли частокол для демонстрации нескольких тысяч человеческих черепов, который стоял на главной площади Теночтитлана.

Подобные сообщения обычно вызывают сомнения: может и вовсе не было, а может просто масштабы преувеличены. Однако, правда оказалась ужаснее. В 2017-2018 годах в Мехико затеяли большую стройку. Город исторический: сам по себе старый, да ещё и стоит на месте Теночтитлана. Поэтому для очистки совести была произведена археологическая разведка. Заложили несколько шурфов и тут в грунте попёрли в невероятном количестве осколки человеческих черепов. Стройку остановили. Начались раскопки.

Итак, представьте себе несколько рядов гигантских бухгалтерских счёт, поставленных вертикально на невысоком каменном постаменте, на площади примерно в 500 квадратных метров. Вместо костяшек на них рядами надеты человеческие черепа. Высота конструкции примерно 5 метров. По бокам 2 круглых каменных стелы, по кругу украшенных вмурованными черепами. Таковы данные реконструкции.

Анализ костей показал, что они принадлежали молодым крепким мужчинам из разных уголков Мезоамерики. Сама собой напрашивается мысль: пленные воины, принесённые в жертву. Хотя, это только наши с вами мысли! Вероятны и другие версии.

Обилие осколков вызвано, скорее всего, яростью и отвращением завоевателей -- разнесли в куски такое охайство при первой возможности.

Справедливости ради, стоит отметить, что специфические отношения с отсечёнными человеческими головами были не только у ацтеков. У ряда южноамериканских племён существовал милый обычай коллекционировать уменьшенные по специальной технологии головы поверженных врагов: кожу аккуратно снимали, обрабатывали дубильными веществами и надевали на камень меньшего, чем череп размера, выставляли на солнце. И так несколько раз. В результате получался удобный для хранения размер апельсина. Называется эта поделка прикладного народного искусства тсанса.

У маори в Новой Зеландии был другой обычай. Они сохраняли в консервированном виде головы великих единоплеменников и вытаскивали их для участия в больших праздниках. Во время войн считалось особой воинской удалью утащить пару копчёных дедушек у врагов. Всё изменилось с прибытием европейцев. Для междоусобных войн туземцам требовалось много оружия, а колонизаторы хотели местных диковин -- голова мёртвого вождя вполне сгодится для обмена. Проблема в том, что дедами торговать не хорошо, а что попало не подсунешь: у всех великих людей лица татуированы. Маори нашли выход -- стали расписывать лица рабов и пленных. Наладили мелкосерийное производство консервированной человечины. Называлось это безобразие Мушкетные войны.

Ну и кельты. Ни один уважающий себя вождь предков французов, шотландцев и ирландцев не садился за стол, если не ставил туда отрубленную голову. Черепами врагов украшали ворота и башни. А по большим праздникам отрубленные и засушенные человеческие головы украшали фасад дома племенного вождя. Это были его трофеи и полученные по наследству. Римские историки пишут, что для гостей радушные хозяева проводили по выставке экскурсию.

В заключение, вспомним о просвещённой Франции, народ которой бегал в конце XVIII века по улицам столицы с головами аристократии, насаженными на пики.