Сегодня речь снова пойдёт о «Властелине колец», но на этот раз не о книге, а о кинотрилогии Питера Джексона. Хотя этим фильмам уже исполнилось 20 лет, они по-прежнему прекрасны.
Неслучайно в своё время «Братство кольца», «Две крепости» и «Возвращение короля» побили все рекорды по популярности, финансовому успеху и количеству наград – всего они получили 17 премий Оскар!
На мой взгляд, это до сих пор лучшие картины в жанре фэнтези.
Предлагаю вашему вниманию факты об экранизации «Властелина колец», которые показались мне особенно интересными и необычными. Пора в путь – на вершину горы Ородруин, и не забудьте взять с собой кольцо!
1. Если долго мучиться – трилогия «Властелин колец» получится!
Питер Джексон познакомился с «Властелином колец» ещё в юности, а с 1996 года вынашивал идею его экранизировать.
Но была одна помеха – правами на экранизацию книг Толкина обладал продюсер Сол Зенц, и после финансового провала мультфильма «Властелин колец» Ральфа Бакши он не хотел давать разрешение на съёмки. К счастью, Джексону помог Харви Вайнштейн из компании Miramax Films – ему удалось договориться с Зенцем.
Однако пришла новая беда – у Вайнштейна не хватало средств, чтобы снимать дилогию или трилогию. Он поставил условие – «Властелин колец» должен быть одним фильмом длиной в два часа, причём весьма далёким от первоисточника. Рохан и Гондор объединить, Хельмову Падь вырезать, а Эовин сделать сестрой Боромира – эти и другие правки сценария предложили братья Вайнштейны. Конечно же, Питер Джексон отказался от этого варианта, но не сдался и начал вести переговоры с другими кинокомпаниями.
Возможно, свет так и не увидел бы «Властелина колец» – ведь многие продюсеры отказывались браться за такой проект из-за бюджета и боязни разориться. Но только не компания New Line. Её основатель Роберт Шей был настолько впечатлён презентацией проекта Джексона, что предложил снять… три части (книги ведь три, значит столько же должно быть и фильмов)!
В итоге после долгих трудов был написан сценарий трилогии, хотя его детали менялись даже во время съёмок. К сожалению, в фильм не вошли многие эпизоды из книги (Том Бомбадил, смерть Сарумана, любовь Эовин и Фарамира), однако сюжет получился цельным, законченным и без грубых отклонений от оригинала.
И благодарить за это следует Питера Джексона и продюсера Роберта Шея, который поверил в успех экранизации «Властелина колец», как когда-то Стэнли Анвин – в успех книг Толкина.
2. По Станиславскому: Энди Сёркис и его перевоплощение в Голлума
Хотя все актёры «Властелина колец» хорошо справились с ролями, меня всегда особенно восхищала игра Энди Сёркиса, сыгравшего роль Голлума (Смеагола) – забыть этого героя просто невозможно.
В чём секрет столь блистательной игры актёра? В его таланте и… высоких технологиях, а именно – технологии захвата движения.
Изначально Сёркису предложили лишь озвучить героя, смоделированного на компьютере. Артист, не читавший книгу, чуть было не отказался, однако прочитал «Властелина колец» – и тут он понял, что Голлум – роль его мечты.
Поразившись талантом и энтузиазмом Энди, Питер Джексон решил, что одной озвучки будет мало, и дал ему полноценную актёрскую работу.
И эта работа была сделана с максимальной самоотдачей, даже Станиславский сказал бы: «верю». Энди Сёркис не только говорил голосом своего героя, не жалея голосовых связок (что интересно, некоторые звуки, издаваемые Голлумом, артист скопировал у своих кошек). Мимика и все движения персонажа (актёр часами ходил на четвереньках и прыгал, как Голлум) – тоже дело его рук… и ног!
Как же соединились труд актёра и компьютерная графика?
Ответ прост: Сёркис надевал специальный костюм с датчиками, который преобразовывал его движения и мимику в 3D модель Голлума (технология motion capture).
Так, благодаря актёрскому мастерству и передовой технике, был создан герой, занявший в 2011 году 13 место в списке «100 величайших персонажей кино» в журнале Empire.
3. Посёлок Хоббитон – от кинодекорации до туристической достопримечательности
Помните прекрасные идиллические картины Шира и посёлка Хоббитон во «Властелине колец»? Та самая деревня хоббитов по-прежнему находится в Новой Зеландии, на одной из ферм недалёко от городка Матамата!
Почему Питер Джексон выбрал именно эту локацию для фильма, и как Хоббитон превратился в туристическую достопримечательность?
Когда режиссёр летал на вертолёте в поиске подходящей местности, он случайно увидел зелёные луга овечьей фермы семьи Александер. Было решено – съёмкам быть здесь! С разрешения владельцев, разумеется.
Джексон подошёл к вопросу серьёзно, ведь он хотел вдохнуть в декорации жизнь.
«Я знал, что Хоббитону нужно быть тёплым и уютным местом, а также то, что он должен выглядеть живым» – говорил он.
Декорации строились капитально – были задействованы ландшафтные дизайнеры, землеройная техника и даже солдаты новозеландской армии. Так на месте бывшей фермы появились 37 фасадов нор хоббитов (каждая с уникальным дизайном), мельница, каменный мост, живые изгороди, сады, огороды, трактир «Зелёный дракон» и огромный дуб из оптоволокна.
С 2002 года начались экскурсии по Хоббитону для всех желающих, а после 2011 года (когда был снят «Хоббит») посёлок получил новую жизнь и привлёк ещё больше туристов.
Хотите прогуляться по мощёным дорожкам, постучаться в одну из нор, выпить пива в «Зелёном драконе»? Это вполне реально – достаточно только приехать в Новую Зеландию и записаться на экскурсию…
4. Большие и маленькие: как в фильме были достигнуты нужные пропорции?
Как во «Властелине колец» хоббитов и гномов сделали ниже людей? Может, всё дело в компьютерной графике? А вот и нет. Зато имели место специальные операторские приёмы и хитрости режиссёра – в общем, никакого мошенничества!
Во-первых, использовался метод принудительной перспективы: актёры, играющие хоббитов, снимались на небольшом расстоянии от более крупных персонажей или на разной высоте, за счёт чего выглядели в кадре маленькими. А благодаря правильному ракурсу, возникала иллюзия, что хоббиты и люди находятся рядом (эпизод, где Фродо и Гэндальф сидели на повозке). Применялась и технология motion control, когда «низкорослый» герой и камера стояли на специальных тележках и синхронно двигались в одном направлении.
Второй хитростью был реквизит разных размеров. К примеру, нора Бэггинсов была сделана в двух экземплярах – большая, на фоне которой Бильбо казался маленьким и уменьшенная, где Гэндальф доставал головой до потолка.
А самое потрясающее в том, что в фильме всё выглядит натурально, и не видно никакого подвоха!
«Властелин колец» Питера Джексона – настоящий феномен кинематографа. Режиссёр вложил в него много сил и свою душу, и это чувствуется в каждом кадре!
В трилогии есть настоящая магия – именно такая, о которой говорил Толкин. Может быть, поэтому нам и хочется пересматривать эти фильмы снова и снова…
Желаю всем хорошего лета и позитивного настроения!