Ноябрь 1988 года Буран, многоразовый космический корабль, ворвался на орбиту. Сделав две орбиты вокруг Земли за 205 минут, он приземлился на Байконуре. Казалось, советскому беспилотнику предстоит большое будущее. К сожалению, ракетный самолет не довел СССР до звезд — вместо этого он закончил страну.
Начало 1970-х годов стало временем разочарования для советской ракетной промышленности. Соединенные Штаты не только выиграли лунную гонку, но и активно занялись разработкой многоразовых транспортных космических аппаратов (MTCC). Американская программа Space Shuttle, представленная Ричардом Никсоном в январе ' 72, обещала прорыв в исследовании околоземного космоса. Shuttles-English Shuttle)-они же орбитальные самолеты-должны значительно снизить затраты на доставку людей и грузов на звездные расстояния и упростить обслуживание космических станций и спутников. Честолюбивые намерения" наших присягнувших друзей " серьезно встревожили руководство СССР. Не было никаких гарантий, что Соединенные Штаты, заявляя о мирных целях, не вооружат челноки ядерными зарядами.
А что, если супершип, возвращаясь с орбиты, "погружается" в атмосферу, идет в тыл противовоздушной обороны и бомбит Москву или Ленинград?
Кроме того, НАСА планировало оснастить новинку внушительным манипулятором — Политбюро решило это для похищения разведывательных спутников. Или еще более крупные объекты, потому что в грузовом отсеке шаттла могла разместиться даже советская орбитальная станция Алмаза.
Страна Советов отреагировала на потенциальную угрозу асимметрично: генеральный секретарь Леонид Брежнев приказал "подготовить ряд альтернативных мер для обеспечения гарантированной безопасности СССР."Так началась разработка отечественного челнока для военные и мирные цели.
В. М. Глушко и Г. Е. Лозино-Лозинский, руководители космической программы "Энергия-Буран"
Для этой цели в 1976 году несколько конструкторских бюро были переданы под крыло научно-производственного объединения "Энергия". Проект возглавлял академик В. М. Глушко — один из основоположников советской космической программы. Созданием "Бурана"занимались многие общественные организации, но основные задачи выполняла свежая"Молния". Его возглавил авиаконструктор Г. Е. Лозино-Лозинский, прославившийся разработкой истребителей Миг.