Большинство любителей клинкового оружия, услышав "фламберг", сразу представляет здоровенный двуручный меч с волнистым (пламенеющим) клинком, в крайнем случае - палаш или саблю, но с все тем же характерным клинком, вокруг которого, в силу недостатка информации, скопилось огромное количество мифов и легенд. И один из этих мифов связан с названием "фламберг", которое, строго говоря, не может применяться к "пламенеющим" клинкам: на именно "пламенеющую" форму клинка указывают термины "фламмард" (Flammard) или "фламбард" (Flambard), а "фламберг" (Flamberg) говорит просто о яркости пламени (ссылка на статью о нем будет в конце этого материала).
Однако в Европе XIX века "фламбергом" стали называть не оружие с этим самым пламенеющим клинком, а один из вариантов гражданского оружия, своего рода "легких рапир", как их называет Э. Окшотт. Так, несколько фламбергов показывает Э. Кастл в своей книге "Школы и мастера фехтования".
Появилось это оружие во второй половине XVI века во Франции под влиянием двух основных причин: во-первых, европейские джентльмены наконец-то уяснили, что эфес оружия приличного джентльмена не должен мешать ему вращаться в приличном обществе, и, во-вторых, французская школа фехтования, знаменитая Escrime Francaise, начавшись с не менее знаменитой Академии оружия, основанной в 1567 году, к этому периоду "овладела массами", наглядно показав, что для решения вопросов чести нет никакой необходимости размахивать тяжеленными и длиннющими рапирами, эфесы которых представляли собой лабиринт из прутьев и щитков - все можно было решить быстрым уколом легкого клинка с простой гардой. Как говорится, "six pouces de fer dans le corps" (шесть дюймов железа в корпус), и все проблемы решены.
Для этого немудрящего, а потому очень сложного действа требовалось гибкое, но крепкое запястье и легкое, прекрасно сбалансированное для выполнения весьма тонких маневров оружие. И оно (оружие) не заставило себя ждать.
И действительно, дошедшие до наших дней фламберги представляют собой, можно сказать, изящное оружие с довольно простой гардой, состоящей из небольшой чашки, небольшой крестовины с очень короткими квиллонами и (необязательных) колец для пальцев (pas d`ane) Собственно, по гарде они обычно и атрибутируются как фламберги). Кстати, тот же Окшотт считал, что длинные квиллоны у такого фламберга - характерный признак того, что его владелец не разделял восторгов по поводу французской школы фехтования.
Так, например, фламберг из Wallace collection, изготовленный около 1655 года, c немецким золингеновским клинком и французской рукоятью при общей длине 82,8 см и ширине клинка 2,2 см весил 635 г.
Ему вполне соответствует фламберг из собрания Metropolitan museum of Art. Изготовленный между 1650 и 1660 годами предположительно в Париже, он при общей длине 97,8 см и длине клинка 80,7 см весит 595 г.
Считается, что сам термин ввел в оборот уже упомянутый Э. Кастл, во всяком случае именно на него указывает, например, Э. Окшотт, говоря, что
"легкая рапира, о которой я упоминал, в наше время получила название "фламберг".
Однако термин "фламберг" применительно к шпаге дворянина использовал, например, Ж.Б. Мольер в своих пьесах, когда писал "mettre flamberge au vent", подразумевая "обнажить клинок". Впрочем, писатель использовал термин с ироническим подтекстом.
Любопытно, что французская школа фехтования сохраняла свои лидирующие позиции вплоть до конца XVIII века. Во всяком случае, знаменитый мастер клинка Д. Анджело в своем труде прямо об этом сказал:
"Я был бы неблагодарным, если бы я промолчал о превосходных талантах французских фехтовальных мастеров; и, согласно знаниям, которые я приобрел, я считаю их лучшими в мире, как за изящные позиции, так и за глубину знания" (перевод К. Бунакова).
А вот фламберги так долго не протянули - к этому времени они были вытеснены тем, что позже назовут "true smallsword" ("настоящая дворянская шпага" (но, следует учитывать неточности русскоязычного определения этого термина).
Об оружии с пламенеющими клинками можно прочитать здесь.
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!