Найти тему
Историческое оружиеведение

Знакомьтесь: настоящий фламберг

Большинство любителей клинкового оружия, услышав "фламберг", сразу представляет здоровенный двуручный меч с волнистым (пламенеющим) клинком, в крайнем случае - палаш или саблю, но с все тем же характерным клинком, вокруг которого, в силу недостатка информации, скопилось огромное количество мифов и легенд. И один из этих мифов связан с названием "фламберг", которое, строго говоря, не может применяться к "пламенеющим" клинкам: на именно "пламенеющую" форму клинка указывают термины "фламмард" (Flammard) или "фламбард" (Flambard), а "фламберг" (Flamberg) говорит просто о яркости пламени (ссылка на статью о нем будет в конце этого материала).

Однако в Европе XIX века "фламбергом" стали называть не оружие с этим самым пламенеющим клинком, а один из вариантов гражданского оружия, своего рода "легких рапир", как их называет Э. Окшотт. Так, несколько фламбергов показывает Э. Кастл в своей книге "Школы и мастера фехтования".

Рукояти фламбергов из книги Э. Кастла.
Рукояти фламбергов из книги Э. Кастла.

Появилось это оружие во второй половине XVI века во Франции под влиянием двух основных причин: во-первых, европейские джентльмены наконец-то уяснили, что эфес оружия приличного джентльмена не должен мешать ему вращаться в приличном обществе, и, во-вторых, французская школа фехтования, знаменитая Escrime Francaise, начавшись с не менее знаменитой Академии оружия, основанной в 1567 году, к этому периоду "овладела массами", наглядно показав, что для решения вопросов чести нет никакой необходимости размахивать тяжеленными и длиннющими рапирами, эфесы которых представляли собой лабиринт из прутьев и щитков - все можно было решить быстрым уколом легкого клинка с простой гардой. Как говорится, "six pouces de fer dans le corps" (шесть дюймов железа в корпус), и все проблемы решены.

Для этого немудрящего, а потому очень сложного действа требовалось гибкое, но крепкое запястье и легкое, прекрасно сбалансированное для выполнения весьма тонких маневров оружие. И оно (оружие) не заставило себя ждать.

И действительно, дошедшие до наших дней фламберги представляют собой, можно сказать, изящное оружие с довольно простой гардой, состоящей из небольшой чашки, небольшой крестовины с очень короткими квиллонами и (необязательных) колец для пальцев (pas d`ane) Собственно, по гарде они обычно и атрибутируются как фламберги). Кстати, тот же Окшотт считал, что длинные квиллоны у такого фламберга - характерный признак того, что его владелец не разделял восторгов по поводу французской школы фехтования.

Так, например, фламберг из Wallace collection, изготовленный около 1655 года, c немецким золингеновским клинком и французской рукоятью при общей длине 82,8 см и ширине клинка 2,2 см весил 635 г.

Фламберг из Wallace collection. Общий вид.
Фламберг из Wallace collection. Общий вид.
Рукоять и сильная часть клинка.
Рукоять и сильная часть клинка.

Ему вполне соответствует фламберг из собрания Metropolitan museum of Art. Изготовленный между 1650 и 1660 годами предположительно в Париже, он при общей длине 97,8 см и длине клинка 80,7 см весит 595 г.

Рукоять фламберга из коллекции Metropolitan museum.
Рукоять фламберга из коллекции Metropolitan museum.
Рукоять фламберга из коллекции Metropolitan museum.
Рукоять фламберга из коллекции Metropolitan museum.

Считается, что сам термин ввел в оборот уже упомянутый Э. Кастл, во всяком случае именно на него указывает, например, Э. Окшотт, говоря, что

"легкая рапира, о которой я упоминал, в наше время получила название "фламберг".

Однако термин "фламберг" применительно к шпаге дворянина использовал, например, Ж.Б. Мольер в своих пьесах, когда писал "mettre flamberge au vent", подразумевая "обнажить клинок". Впрочем, писатель использовал термин с ироническим подтекстом.

Любопытно, что французская школа фехтования сохраняла свои лидирующие позиции вплоть до конца XVIII века. Во всяком случае, знаменитый мастер клинка Д. Анджело в своем труде прямо об этом сказал:

"Я был бы неблагодарным, если бы я промолчал о превосходных талантах французских фехтовальных мастеров; и, согласно знаниям, которые я приобрел, я считаю их лучшими в мире, как за изящные позиции, так и за глубину знания" (перевод К. Бунакова).

А вот фламберги так долго не протянули - к этому времени они были вытеснены тем, что позже назовут "true smallsword" ("настоящая дворянская шпага" (но, следует учитывать неточности русскоязычного определения этого термина).

Об оружии с пламенеющими клинками можно прочитать здесь.

Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!