Найти в Дзене
Маяк Коуза

Патриотизм с оценкой: быть или не быть в школе?

Оглавление
Будут ли за предмет "Патриотизм" ставить оценку в школьный аттестат?
Будут ли за предмет "Патриотизм" ставить оценку в школьный аттестат?

Учительская общественность уже около года периодически обсуждает появление патриотизма в российских школах. Долго никто не понимал в каком формате будут прививать патриотизм юным школьникам. Позавчера на официальном интернет-портале правовой информации появился обновленный ФГОС, который ринулись читать как учителя, эксперты в сфере образования, так и журналисты. Сам обновлённый ФГОС был подписан 31 мая сего года, опубликован 5 июля, а журналисты начали про него писать только вчера.

В бытность свою я имел отношение к образованию, образовательной тематике, так сказать много не только думал об образовании, но и писал. Уже тогда находил довольно много неточностей/ошибок в журналистских статьях, посвященных образованию. Винить наверное стоит чиновничий канцелярит, а не журналистов. Давайте разберемся в том, что нового появилось в ФГОС основного общего образования касаемо патриотизма и будет ли предмет «Патриотизм» с оценкой в аттестате.

На 5 странице в 1 пункте первого раздела «Общее положение» появилась такая формулировка: «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает … личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, ценность научного познания». Во ФГОСе 2010 года такой формулировки об «обеспечении» не было.

Конечно, в либеральных, оппозиционных, антипутинских, прогрессивных кругах любое упоминание патриотизма и патриотического воспринимается как аналог легитимации государственной идеологии в образовании. Я соглашусь с такой позицией, но отчасти, ибо не так уже страшен зверь, как его малюют. 

Во-первых,

если провести даже самый сырой контент-анализ текста ФГОС на предмет частотности слов «патриотизм», «патриотический», «патриотические» и оставшиеся прилагательные, то мы получим следующую картину – ФГОС ООО от 2010 года содержит в себе только 6 упоминаний про «патриоти…» и это при общем объеме в 41 страницу, а вот ФГОС ООО от 2021 года, который, к сожалению, пока только в отсканированном формате, что затрудняет поиск по ключевым словам, по моим скоромным оценкам содержит меньше 6 упоминаний. 

Во-вторых,

Не стоит, конечно, забывать о том, что не количество определяет качество, поэтому важно посмотреть на список предметов. На 26-27 страницах не было обнаружено появление нового предмета под условными названиями «Патриотизм» или «Патриотическое воспитание». Думается, что не стоит так уж демонизировать формулировку «патриотическое воспитание», несмотря на всё отвращение, которая она может вызывать. Напротив, нужно понять, что появление предмета «Патриотизм» или всей той фантастической феерии, которую только за прошлый год сочинили парламентарии, как «Цифровая безопасность», «Права человека» от обер-уполномоченного Москальковой, «Уроки футбола», «Киноуроки» и «История спорта» не будет в российских школах. 

Почему?

Хочется ответить словами бывшего премьер-министра, а ныне Заместителя Председателя Совбеза Медведева: «Денег нет». Любая идея о введение нового школьного предмета вызывает сразу два вопроса – где деньги и за счёт часов какого предмета появится новый? Российские школьники по учебной нагрузке сильно перегружены, в их расписания невозможно вставить ни одного из этих прекрасных предметов. Даже если мы, Министерство просвещения, урежем условно часы у истории или какой-нибудь биологии, то получится, что нужны деньги на реализацию – новые учебники, новые учителя или хотя бы курсы по повышению квалификации и т.д. В 2022 году, замечу, ЕГЭ по иностранному языку должно было стать обязательным для всех. Формально «Единая Россия» выступила против, но это все лирика, реальность же в том, что в бюджете нет денег на дополнительное и постоянное финансирование образования, так как вся наша социалка финансируется ещё со времён Царя Гороха по остаточному принципу.

Следовательно, весь школьный патриотизм будет сведен к обязательному минимуму, который и так существует в школах в виде торжественных линеек и концертов на 9 мая. Как проводили провинциальные школы на классных часах разъяснительные беседы о тождественности патриотизма с нашим лидером, так и будут проводить. В этом смысле новый ФГОС не дал школам никакого нового инструмента, формально прописали воспитательную функцию, но её, давайте честно, и так школы реализовывали кто во что горазд.

У Льва Николаевича Толстого в философской работе «Христианство и патриотизм» была потрясающая мысль:

Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм. Патриотизм есть рабство.

__________________________________________________________________________________________

За новыми материала можно следить в:

Зариев думу думает в Telegram

Зариев думу думает в Instagram

Маяке Коуза в Telegram

Маяке Коуза в ВК

Подписывайтесь, чтобы ничего не упустить!