Найти в Дзене
ХронИКстори

Притчи древности имеющие ценность для каждой души, жизненые уроки пройденные на отлично наполняют жизнь

Оглавление

Суфийские притчи — мудрые сказания, которые увлекают своим мистицизмом, смысловой наполненностью, красками. Но основной целью прочтения этих рассказов для многих является познание #мудрости, заложенной в них, раскрытие граней #самопознания и поиск правильной истины, которая поможет стать чище и мудрее.

Их читают не для развлечения. Эти складные короткие #истории созданы неслучайно. Они несут особую мудрость и смысловую наполненность. Интерес к прочтению возникнет не у каждого. Но если уж доведётся читать суфийские притчи, то почерпнуть из этих поучительных историй удастся много интересного, а главное, полезного. А значит, время потрачено не зря.

-2

Три рыбы

Некогда в одном пруду жили три #рыбы. Первая рыба была самой хитрой, вторая была попроще, а третья — совсем глупая. Жили они очень хорошо и спокойно, как живут все рыбы на свете, но вот однажды пришел #человек.

Человек принес с собой сеть, и пока он ее разворачивал, умная рыба глядела на него сквозь воду и размышляла. Она лихорадочно перебирала в уме весь свой жизненный опыт, все истории, которые ей когда-либо довелось услышать, призвала на помощь всю свою смекалку, и тут ее осенило: «В этом пруду нет такого места, куда можно было бы спрятаться, — подумала она, — поэтому лучше всего притвориться мертвой».

Собрав все свои силы, она, к немалому изумлению рыбака, выпрыгнула прямо к его ногам. Рыбак поднял ее, но так как хитрая рыба задержала дыхание, он подумал, что она сдохла, и выкинул ее обратно в воду. Рыба тут же забилась в ложбинку под берегом у самых ног рыбака. Вторая рыба, та, что была попроще, не совсем поняла, что произошло. Она подплыла к хитрой рыбе за объяснениями.

— Просто я притворилась мертвой, вот он и бросил меня обратно в воду, — растолковала ей хитрая рыба.

Простодушная рыба, не мешкая, выпрыгнула из воды и тоже плюхнулась прямо к ногам рыбака. «Странно, — подумал рыбак, — рыбы здесь сами выскакивают из воды». Но так как вторая рыба позабыла задержать дыхание, рыбак увидел, что она жива, и засунул в свою сумку.

Он снова повернулся к воде, но зрелище выпрыгивающих на сушу рыб так потрясло его, что он не подумал застегнуть сумку. Вторая рыба, воспользовавшись его невнимательностью, выбралась наружу и где ползком, где прыжком устремилась к воде. Она отыскала первую рыбу и, тяжело дыша, устроилась возле нее.

Третья, глупая рыба, не могла понять, что к чему, даже после того, как выслушала объяснение первых двух рыб. Тогда они по порядку перечислили ей все обстоятельства, обращая особое внимание на то, как важно задержать дыхание, чтобы казаться мертвой.

— Благодарю вас, теперь я все поняла, — радостно ответила глупая рыба.

С этими словами она с шумом выпрыгнула из воды, упав рядом с рыбаком.

Рыбак, раздосадованный тем, что упустил двух рыб, упрятал эту рыбу в сумку, даже не потрудившись взглянуть, дышит она или нет. Сумку на этот раз он плотно застегнул. Снова и снова закидывал рыбак свою сеть, но первые две рыбы не покидали своего укрытия, и сеть оказывалась пустой.

Наконец, он решил отказаться от своей затеи и стал собираться в обратный путь. Открыв сумку и убедившись, что глупая рыба не дышит, он отнес ее домой и отдал коту.

Если не хватает навыков и знаний, то даже совет умного человека может не принести пользы. Сам совет не обеспечивает его правильного применения.

Слушая, что говорят, слушай, что тебе говорят на самом деле.

  • Бывали ли у вас в жизни ситуации, когда, не поняв сути совета, указания или не уточнив их, вы сразу приступали к выполнению и терпели неудачу?
  • Кто из ваших #друзей или коллег напоминает умную рыбу, а кто глупую?
-3

Как изменилась вода

Однажды Хызр, учитель Моисея, обратился к человечеству с предостережением.

— Наступит такой день, — сказал он, — когда вся вода в мире, кроме той, что будет специально собрана, исчезнет. Затем ей на смену появится другая вода, и от нее люди сойдут с ума.

Лишь один человек понял смысл этих слов. Он набрал большой запас воды, и спрятал его в надежном месте, и стал поджидать, когда вода изменится.

В предсказанный день иссякли все реки, высохли колодцы, и тот человек, удалившись в свое убежище, стал пить из своих запасов.

Но вот прошло какое-то время, и он увидел, что реки возобновили свое течение. Он спустился к другим сынам человеческим и обнаружил, что они говорят и думают совсем не так, как прежде, и что произошло то, о чем их предостерегали, но они не помнили об этом. Когда же он попытался заговорить с ними, то понял, что его принимают за сумасшедшего и выказывают к нему враждебность либо сострадание, но никак не понимание.

Поначалу он совсем не притрагивался к новой воде и каждый день возвращался к своим запасам. Однако в конце концов он решил пить новую воду, так как его поведение и мышление, выделявшее его среди остальных, сделали жизнь невыносимо одинокой. Как только он выпил новой воды и стал таким, как все, он совсем забыл о своем запасе воды, а окружающие его люди стали смотреть на него как на сумасшедшего, который чудесным образом излечился от своего безумия.

"Нет пророка в своем отечестве".
Оставаясь в одном времени, не развиваясь и не осваивая новых технологий, мы рискуем стать "сумасшедшими" в глазах более прогрессивных коллег.

  • Можете ли вы привести пример ситуации, в которой человек, придя в новый коллектив, начинал пытаться переучить всех работать так, как привык он?
  • Какую "воду пили" изгои общества — профессионального или культурного?
  • Что бы вы предпочли — остаться при своем мнении в одиночестве или согласиться с большинством?
  • Есть ли пути согласования различий в мышлении, деятельности? Если да, то какие?
-4

Люди упорствуют

Мухаммад Шах отправился на прогулку с учениками своего халка (круга). Они проходили мимо высокого минарета на берегу реки.

— Его построили те, кто упорствует, — сказал он.

Затем он указал ученикам на группу паломников-браминов, направлявшихся к священной реке Джумна.

— Это люди, которые упорствуют, — сказал он.

На следующий день он взял учеников с собой, чтобы показать караван, только что пересёкший пустынные районы Китая.

— Это люди, которые упорствуют, — сказал он.

Наконец он послал их в Тибет посмотреть на паломников, которые то и дело ложатся на землю, меряя священный путь своим телом, как аршином.

— Это люди, которые упорствуют, — сказал он им по их возвращении.

Спустя несколько месяцев он послал их понаблюдать за судьями, вершившими судебные дела, за их стараниями, за усилиями свидетелей, домогательствами истцов, борьбой обвиняемых.

— Каждый из этих людей в чём-то упорствует, — сказал он, — люди упорствуют во всём и повсюду. Для них ценны плоды этого упорства. Эти плоды они могут пожинать и использовать. С другой стороны, если им случается разочароваться в том, ради чего они упорствуют, они не умеют использовать навыки, приобретаемые в этой упорной борьбе. И в конце концов они приобретают лишь одно — привычку постоянно в чем-то упорствовать.

ХронИКстори