В «БЭТМЕНЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ» у каждого действующего лица есть свое скульптурное воплощение. Это Маскарон — скульптурный элемент здания в форме головы человека (анфас).
Макс Шрек
У Макса Шрека — лицо напряженное, несчастливое, злое, оно готово вот-вот треснуть (в этом есть что-то от Дориана Грея). Маскарон находится на дне Готэма, именно здесь Макс проваливается под землю и затем попадает в ледяное царство монстра из канализации. Скульптура погружается в грунт и вот-вот захлебнется снегом.
Глаза, как ничто другое, показывают наши намерения. У Макса Шрека их нет, они скрыты тотальной тьмой, такой пустой темнотой, что становится жутко. Каким же этот «слепой» человек видит мир?
Шрам в виде трещины, проходящей через все лицо, начинается именно на лбу! И развлекаясь на своем бале-маскараде Макс Шрек появляется в костюме некоего султана с третьим глазом! «Третий глаз» в эзотерике отвечает за ясновидение и интуицию, позволяет выйти за пределы реалистичного восприятия мира, взглянуть на жизнь с более широкой точки зрения.
Нос — самая освещенная и выпирающая часть скульптуры. Нос в закоулке, заставленном мусором… Чувствует ли Макс мучительный запах собственного разложения?
Грамота: самый вонючий кадр.
Освальд Кобблпот
Маскарон Пингвина опирается на колонну здания Готэмского Архива. Презрительное выражение лица. Лицо кажется круглым, так как лба практически нет, сразу над бровями начинаются волосы, а снизу борода. Что забавно, учитывая что волосяной покров самого Освальда оставляет желать лучшего. Этот маскарон показывает каким бы мог быть Освальд, каким он хотел бы быть.
Грамота: самый холодный кадр.
Селина Кайл
Этот маскарон уже никак не контактирует с землей, он расположен высоко среди крыш. Это единственная женская маска во всём фильме, очевидно она связана с персонажем Селины Кайл. Первая ассоциация, которая приходит на ум — это Статуя Свободы.
В двух величайших символах свободы, она воплощена женщиной: СТАТУЯ СВОБОДЫ (она же «Свобода, озаряющая мир») и СВОБОДА, ВЕДУЩАЯ НАРОД (картина Эжена Делакруа). Но если Статуя Свободы горда и уверенно смотрит вперед, это лицо наклонено и смотрит вниз. Головной убор имеет острые окончания и напоминает скорее шлем. Эта женщина — воительница. Женщина приходит в себя, после сражения.
Также её лицо мы можем видеть вдалеке на кадре, где Женщина-кошка соскальзывает по кровле с крутым наклоном, пытается уберечь себя от падения.
Весь фильм Селина прикладывает усилия, чтобы не упасть. С этого ракурса лицо выглядит очень задумчивым, будто обдумывает, осознает что-то. Этот архитектурный элемент сочетает в себе и лоджию, за окнами помещения горит свет, как живое свидетельство мысли, воображения, чувств внутри Селины.
Грамота: самый задумчивый кадр.
Брюс Уэйн
Этот маскарон напоминает мне статуи египетских фараонов. Суровое выражение лица, скульптура имеет четкую огранку, прямые линии. Этот маскарон, как и маскарон Женщины-кошки, приютился среди крыш и ночи. Уверенный взгляд далеко вперед, волевые черты лица. В далеком прошлом считалось, что маскароны отпугивают злых духов, охраняют улицы. Так эта маска взирает на Готэм, город, который она обязана защищать…
Грамота: самый суровый кадр.