Найти тему
Миллиард Татар

«Служилые татары» - это как масло масляное. Неслужилых татар не было»

Оглавление

Круглый стол об этногенезе татарской нации. Часть 1

Публикация стенограммы одного из первых заседаний клуба молодых татарских интеллектуалов в «Миллиард.Татар» вызвала немало возражений, в том числе со стороны академического историческо-го сообщества. В основном критике подвергся тезис молодого историка Исмагила Гибадуллина о недо-оцененности финно-угорского компонента в этногенезе татар. С тем, чтобы прояснить мнение академи-ческой науки, мы пригласили на свой очередной круглый стол известных татарстанских археологов и ис-ториков Искандера Измайлова и Фарида Ахметгалина, а также, в качестве «свежей головы», старшего научного сотрудника Центра исламоведческих исследований АН РТ, кандидата психологических наук Камиля Насибуллова. Стенограмма разговора публикуется с небольшими сокращениями.

«Исторический парадокс в том, что татары были одним из знатнейших племен, а государства у них не было»

Рустем Шакиров. Искандер Лерунович, сегодня, видимо, вам предстоит стать застрельщиком нашего разговора. И сразу вопрос на миллион: расскажите, как, по-вашему, сформировались татары.

Искандер Измайлов. Вопрос на миллиард, я бы сказал.

Если историю татар развернуть в виде некой единой линии, «стрелы времени», то мы увидим, что это постепенное формирование из каких-то, скорее всего, тюркоязычных групп населения. Причем происхо-дила трансформация в зависимости от обстоятельств и от взаимодействия с окружающими группами и союзами племен. На предыдущем вашем круглом столе Исмагил Гибадуллин сказал, что татары извест-ны с VI века в китайских источниках. Он ошибается - татары известны в тюркских источниках.

Самое интересное именно в том, что в китайских источниках они зафиксированы несколько позднее, а вот впервые их зафиксировали тюрки. И при одном очень интересном обстоятельстве. На стеле, где из-ложена биография Кюль-тегина, в самом начале сказано (речь ведется от его имени): наш тюркский эль возникает при кагане Бумыне. И когда Бумын-каган умирает, к нему приходят послы от разных народов, чтобы почтить его память. И там перечисляются китайцы, товгачи, Рим (скорее всего, Византия) и целый ряд других, и среди них - племя отуз-татар, то есть тридцать татар. Вот это первое упоминание о татарах.

Р.Ш. Это какой век?

И.И. Стела – 732 год, но повествует она о событиях 554 года.

Р.Ш. То есть тот же VI век?

И.И. Да, середина VI века. Но не в китайских источниках. В китайских источниках нет упоминания о тата-рах, они были слишком далеко за пределами внимания китайской историографии. Но для тюрок… То есть были, очевидно, какие-то устные легенды, причем это событие было знаковым - не просто так ведь пришли послы из Византии. А учитывая существование Великого шелкового пути, можно понять, что там были какие-то постоянные контакты.

То есть для VI века татары были народом (племенным объединением), равнозначным тюркам, а тюрки тогда были выразителями интересов всех телеских племен. И с этого момента мы можем говорить, что татары вышли на историческую арену и начинают взаимодействовать с другими народами. Сначала они борются с Тюркским каганатом, против него выступают и телеские племена с уйгурами, каганат в конце концов терпит поражение, и где-то на этом этапе татары фиксируются уже так: если отуз – это тридцать татар, то здесь они уже как девять племен татар. То есть произошла какая-то трансформация, нам не со-всем понятная, но учитывая, что уйгуры тоже стояли во главе девяти племен телесов, то здесь напраши-вается какая-то аналогия.

Потом произошла гибель Уйгурского каганата, татары при этом оказались разорванными. Эта единая общность распределилась по границам Китая, часть осталась в районе озера Буйр-Нуур, часть ушла вме-сте с уйгурами в Восточный Пакистан, а часть откочевала даже в Прииртышье, где создала Кимакский каганат, где татары составляли правящий род. Такой широкий разброс привел к тому, что они считались царственным, знатным народом, но не создали единого государства. Это некий исторический, что ли, парадокс - одно из знатнейших племен, а государства у него не было.

То есть они постоянно находились во вражде и во взаимодействии с теми, кто захватил власть в степи. Китайские племена создали свою империю Ляо, потом их разгромила чжурчжэньская «Золотая импе-рия» Цзинь и так далее. И туда же, на берега Онона и Керулена, вторгаются монголы. Скорее всего, это были какие-то лесные племена, которые спустились в степь, учитывая, что тюрки начали постепенно пе-ремещаться по степи на запад. Заняв эту территорию, монголы создали свое государство и начали враж-довать с окружением. Главными их противниками были буйрнуурские татары. И Чингисхан этих татар в конце концов разгромил и практически уничтожил, имя буйрнуурских татар больше не встречается.

-2

Но все другие племена татар сохранились, более того, восточно-туркестанские татары вместе с уйгурами добровольно вошли в состав державы Чингисхана. А потом Чингисхан, выделяя улусы, отдал старшему сыну Джучи улус в Сибири, в том числе в Прииртышье, где татары составляли царственную, знатную часть. Когда происходит формирование державы Чингисхана, он стремится насадить внутри нее назва-ние монголов. То есть запрещает татарам именоваться татарами, требует, чтобы все именовались мон-голами. До этого знатность татар подчеркивало то, что все мусульманские источники отмечали, что степи Центральной Азии - это Дешт-и-Татар, то есть «Татарская степь» (а не монгольская, не китайская и так далее).

«Служилые татары» - это как масло масляное. Неслужилых татар не было»

В эпоху формирования Улуса Джучи татары становятся, очевидно, одной из главных составляющих во-енно-служилого сословия нарождающегося государства. И когда оно поначалу является частью единой монгольской империи, и потом, когда отделяется от нее, татары играют в нем главенствующую роль как военно-служилое сословие. Податное население Улуса Джучи было разным - и христианским, и мусуль-манским, как, например, потомки завоеванного населения Волжской Булгарии. Вопрос - как они имено-вались? Скорее всего, по конфессиональному признаку. То есть основное население, как и во всех дру-гих средневековых государствах, не именовало себя по названию государства. Оно, как правило, име-новало себя как «настоящие люди», говорящие на одном языке. Допустим, «славяне» - это «говорящие словами», а те, кто не славяне - это немцы, «немые».

Так и здесь на первый план, скорее всего, выходит конфессиональное сознание: наименование «хри-стиане» (то есть, собственно, «крестьяне») и «мусульмане». Это фиксируется в том числе и в русских ле-тописях, которые говорят: воевали с бесермянами, то есть с мусульманами, - и с татарами. В русских ле-тописях четко понималось, что они имеют дело с разными общностями. И в эпоху гибели золотоордын-ского государства, и во время становления тюрко-татарских государств татары, собственно, были вот этим военно-служилым сословием. В русском языке была принята калька «служилые татары» - но это как масло масляное, неслужилых татар не было.

На русской службе они составляли часть дворянского сословия, но постепенно у них отбирали права, состояния, владения, ограничивали их, а последний удар нанесла реформа Петра I, так называемый указ о единонаследии 1713 года, по которому нехристиане не могли владеть землей и находиться в дворян-ском сословии. С этого момента мусульманская татарская знать была фактически деклассирована и низ-ведена до уровня почти податного крестьянского сословия. Полностью перевести их в податное сосло-вие было невозможно, поэтому они оказались в промежуточном положении, постепенно смешиваясь с крестьянами. При этом сохраняя представление о том, что они не являются чисто крестьянами. И из них стали формироваться торговцы, поскольку запрета на это не было.

-3

В XIX веке у татар уже начинают формироваться представления о своем единстве, поскольку российское государство искусственно и быстро убрало эти сословные перегородки. Татарская нация формируется примерно за сто лет. Идеологом этого процесса выступил Марджани, и идеологией стал джадидизм, новометодное образование, то есть стремление модернизировать нацию, сделать ее современной. Все эти импульсы привели к тому, что был выработан единый общий разговорный язык, литературный язык, на котором стали издаваться произведения высокой литературы и разные подобия периодической ли-тературы. В начале XX веке возникла уже полноценная периодическая печать - журналы, газеты. Появи-лись политические партии, которые объединяли всех мусульман. Это не татарские партии, но они стре-мились объединить всех мусульман, и это было довольно крупное объединение, главную роль в кото-ром играли, конечно, татары, наряду с другими деятелями мусульманского-российского общества.

В советское время происходили уже модернизационные, трансформационные явления, связанные с другими процессами - урбанизации и секуляризации. Эти процессы нанесли свой удар по традициям, языку, культуре, но это уже выходит за рамки нашего вопроса, это трансформация внутри нации, пре-вращение ее в современную нацию.

Так что возникновение татарской нации, ее развитие и постепенные трансформационные процессы шли от ранних форм родовых организаций, когда формируется имя татар, к тому, что это имя становится ча-стью идентичности средневековой аристократии. А в эпоху нацобразований эта аристократия навязыва-ет свою идентичность уже широким кругам населения. Примерно такой путь проходит, на мой взгляд, нация, в том числе татарская.

«Хана даешь ты, но татары будут от нас»

Р.Ш. У меня есть кое-какие встречные вопросы, но, кажется, коллеги хотели бы прокомментировать вводное слово Искандера Леруновича.

Продолжение ЗДЕСЬ