Некоторым автомобильным дорогам то ли по незнанию, то ли умышленно был присвоен более высокий статус, в результате чего из государственного бюджета на сохранность дорог было выплачено почти на 600 млн драмов больше, чем полагается. Впрочем, это далеко не полный перечень фокусов с классификацией автодорог, чудеса с казенными деньгами имели место в связи и с погодными условиями, и с составом дорожного покрытия, и с проштрафившимися организациями-подрядчиками.
ПОД ЗОРКИМ ОКОМ АУДИТОРСКОЙ ПАЛАТЫ В ЧИСЛЕ ИЗУЧАЕМЫХ структур и программ оказалось Министерство территориального управления и инфраструктур с рядом реализуемых им программ. В частности, дороги межгосударственного и республиканского значения: эксплуатация и контроль за сохранностью дорог - текущий и зимний период. Изучения Аудиторской палаты охватывают 3 года - с 1 января 2017-го по 31 декабря 2019-го. Мнение, к которому пришли аудиторы, - "неполноценное заключение". Это если совсем коротко.
Чуть подробнее сама АП из своего 266-страничного отчета по каждому из ведомств и программ выделила наиболее достойные внимания факты разоблачений, злоупотреблений, распыления и неэффективного использования госсредств. Так вот по части автодорог, на взгляд аудиторов, особо примечательны фокусы с классификацией дорог. К примеру, 387 км из представленных в качестве дорог межгосударственного значения на самом деле являются дорогами республиканского значения. И работы за их сохранностью, соответственно, оплачиваются ниже. Однако компании-подрядчики получили из казны оплату сохранности дорог межгосударственного значения, что больше положенного почти на 323,4 млн драмов. Аналогичная картина и с 167,8 км дорог местного значения. В результате такая "оплошность" обошлась бюджету более чем в 223,1 млн драмов. Еще 34,5 км дорог обошлись в 2017-19 гг. в "лишние" 46,7 млн драмов, хотя являются полевыми и, согласно законодательству, не подлежат сохранным работам.
Еще один примечательный нюанс подметила АП. Касается он ответственных за эти фокусы органов. За 569,3 км дорог областного значения, "случайно" переклассифицированных в дороги республиканского значения, согласно исполнительным листам, было выплачено более 2,04 млрд драмов. Но что особенно любопытно: дороги областного значения находятся в ведении марзпетов. Именно губернаторы являются ответственными по части дорог областного значения государственными органами, подчеркивается в отчете Аудиторской палаты. Судя по данным АП, некоторые губернаторы особо преуспели в своем стремлении "сделать что-то из ничего". Так, к дорогам областного значения причислили 58,7 км полевых дорог, за что компании-подрядчики получили 101,7 млн драмов. Хотя, как подчеркивают аудиторы, согласно законодательству, сохранные работы полевым дорогам не полагаются. А еще за сохранность 7,6 км городской дороги в Раздане было выплачено более 22,4 млн драмов, обращают внимание аудиторы.
Кроме того, отсутствие снежных осадков не повлияло на осуществленные выплаты. Последние должны были быть снижены на почти 122,5 млн драмов, но этого не сделано, "мелочиться" не стали.
ЕЩЕ ОДИН ФОКУС: КАК ДВАЖДЫ ЗАПЛАТИТЬ ЗА ОДНУ И ТУ ЖЕ РАБОТУ. С организациями, ведущими работы по сохранности дорог, были заключены договоры по ремонту дорог (в основном по ремонту ям), хотя эти ремонтные работы входят в обязанности компаний-подрядчиков, занимающихся сохранными работами. Эти уловки обошлись более чем в 183, 6 млн казенных денег. На этом фоне то, что мониторинг работ вместо трех раз в месяц проводился один раз или при приемке-сдачи работ не проверялся коэффициент яркости, светоотражения нанесенной на дорожное покрытие краски и последняя не имела соответствующего сертификата или какого-либо иного подтверждающего документа, кажется сущей мелочью. Но это на первый взгляд, ибо подобная "мелочь", такая как яркость, светоотражение дорожной краски, может стоить жизни водителям…
По программе ремонта дорог межгосударственного и республиканского значения аудиторы констатировали, что верхний слой покрытия межгосударственной дороги М-4 Ереван - Севан - Иджеван - граница Азербайджана не соответствует необходимым требованиям, точнее, 178, 845 кв.м асфальтных работ на общую сумму более чем в 701 млн драмов не соответствует требованиям действующих строительных норм. В 2017-19 гг. при приемке работ какой-либо проверки шероховатости дороги, гладкости, сцепления не проводилось.
В отчете АП отмечается, также, что в рамках 6 договоров заказчик почему-то не разорвал договор в связи с невыполнением работ в установленные сроки и в соответствии с установленными проектом требованиями норм и правил. И не только не разорвал, не потребовал возместить нанесенный ущерб и не включил подрядчика в черный список участников тендеров, но и… в 2020 году заказчик в лице Министерства территориального управления заключил новые договоры и соглашения. Причем в случае 3 договоров, не имея подобных полномочий, заказчик приостановил действие договора, позволив подрядчику избежать штрафов и пени. Более того, не имея по договору обязательства сделать предоплату, заказчик всю полагающуюся по договору сумму перечислил подрядчику авансом.
Согласно лабораторным исследованиям, средняя плотность верхнего слоя асфальто-бетонного покрытия ниже допустимого на 21000 кв.м, однако работы более чем на 96 млн драмов были приняты, отмечает Аудиторская палата. В отчете также подчеркивается, что полагающийся законодательством технический контроль за работами на сумму почти в 2,6 млрд драмов заказчик не осуществил. Иными словами, Министерство территориального управления, выделив колоссальную сумму, даже не удосужилось проверить качество заказанных им же работ…
ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, ЧТО ОТЧЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ АП на заседании в НС проигнорировала не только фракция власти, но и армянский парламент в целом. На официальном сайте НС РА, где во всех подробностях представляются каждая законодательная инициатива и ее обсуждение (причем как в текстовом варианте, так и в виде видеоматериала) депутатов-мойшаговцев, отчету Аудиторской палаты отводится всего пара строк с несколькими общими, ничего не говорящими предложениями. А видеоматериал по активной ссылке с многообещающим "сообщение Аудиторской палаты полностью здесь" представлен в виде такого же репортажа ни о чем длиной в минуту пресс-службы НС РА.
Можно предположить, что это делается преднамеренно? Вполне. Так же как и назвать это если и не сокрытием в меру сил пресс-службы НС РА (поскольку отчет АП можно найти на официальном сайте Аудиторской палаты), то как минимум избирательной подачей информации.
Аревик ЧИЛИНГАРЯН
https://golosarmenii.am/article/123069/fokusy-s-dorogami-oboshlis-kazne-v-milliardy-dramov