Учебный год закончился, последние экзамены отгремели, встал вопрос самого трудного выбора - выбора трудоустройства. И если с представителями многих профессий понятно: отучившийся на бухгалтера станет бухгалтером, юриста - юристом, слесаря - слесарем, то куда пойдет филолог?
Привет! Меня зовут MisSova, а пару недель назад я имела неосторожность признаться, что закончила филфак.
В статье на эту тему я хотела рассказать о трудностях, с которыми может столкнуться студент-филолог и о том, почему до конца обучения доходят не все. Например, из моего курса в 23 человека диплом бакалавра получили только 9, а магистра - 4.
Связано это было со сложной программой и с тем, что у многих ожидания (я люблю читать, а это значит, что со всем справлюсь) не совпали с реальностью.
Однако статья, вопреки моим ожиданиям, получила широкий отклик не у абитуриентов, а у представителей других профессий.
В частности, в комментариях лейтмотивом звучал вопрос: "Куда может поступить филолог? Что это за профессия? Учат на учителей и журналистов, а филолог - это зачем?".
О том, куда может поступить на работу филолог, с какими трудностями ему (и не только ему) придется столкнуться в разных профессиях и почему филфак - не приговор, хочу поговорить сегодня.
Про обучение и практику
Я не буду в этой статье повторять о сложностях в обучении, с которыми придется столкнуться студенту. Просто скину чуть ниже ссылку на предыдущую статью.
Но прежде чем говорить о конечном результате, профессии, мне бы хотелось рассказать о том, почему филолог может работать в смежных дисциплинах.
Собственно, тут нужно подобрать только одно слово - программа.
Дело в том, что на филфаке (как и другом факультете) очень умно подбирается программа: кроме основ (лингвистика и литература), студенты также проходят психологию, педагогику, риторику, журналистику.
В дальнейшем это дает возможность трудоустройства.
Когда курс заканчивается, студенты проходят практику. К слову, практика в школе и в местных СМИ обязательна.
Это необходимо для того, чтобы человек понял, какая специальность ему ближе.
Что же это за специальности?
Учитель/преподаватель
Первое, куда может пойти работать бывший (или нынешний, если речь идет о старших курсах) студент - система образования.
С какими трудностями может столкнутся будущий педагог?
1. Трудоустройство
Да, вы будете смеяться, но, увы, в систему образования нынче устроиться достаточно сложно.
К сожалению, это связано с той простой истиной, что зарплаты у учителей традиционно небольшие. И для того, чтобы улучшить свое материальное положение, педагоги обычно берут больше одной ставки (18 часов).
Вот так и получается, что будущему преподавателю еще нужно будет хорошенько побегать по учебным заведениям, прежде чем он устроится на место.
Иногда у филологов доходит до печального. В школе, где я работала, из декрета вышла преподаватель, для которой... не нашлось часов. Весь год вместо русского и литературы она вела начальную школу.
2. Недостаточное образование
Да, это относительное ноу-хау. Я очень рада, что когда я пошла на работу, такого еще не было.
Однако сейчас быть просто филологом недостаточно для того, чтобы обучать детей - нужно еще закончить какие-нибудь курсы по педагогике.
Однако тут доходит до забавного, потому что работает в обе стороны.
Методисты утверждают, что и просто педагогического мало для обучения детей.
Поэтому те, кто закончил пед, также отправляются на курсы повышения квалификации. Но теперь уже по своей дисциплине.
В общем, если у вас есть желание работать в педагогике, готовьтесь к тому, что и после диплома вам придется постоянно проходить курсы повышения квалификации (минимум - раз в 3 года).
3. Разные ступени образования - разные возможности
Еще одна сложность - "не всякая птица долетит до середины Днепра".
Несмотря на то, что бакалавриат у нас считается высшим образованием, шансы на то, что только с ним вам дадут вести всю программу, весьма и весьма малы. В школе должна быть большая нужда в кадрах, чтобы вам дали что-то выше среднего звена.
Обычно же удел бакалавра - школьники 5-8 классов. Минусов здесь два:
1) Вы "застрянете" на программе среднего звена, а это не так интересно, как 10-11;
2) У вас вечно будут ученики в сложном переходном возрасте.
Если же у вас есть магистратура, то тут проще: вы сможете вести как всю программу (5-11) и таким образом обучать детей "под себя", либо пойти на работу в колледж.
В вуз, к сожалению, на работу пойти не получится. Для этого нужно получать научную степень. Имея же научную степень, вы можете пойти на работу в сфере образования куда угодно.
Журналист
Вторая профессия, открытая для филологов - журналистика.
Вы можете отправить свое резюме в любую газету своего города и даже в PR-службу местной администрации. Если вы пишете хорошо, с вами обязательно свяжутся.
К плюсам этой профессии можно отнести то, что это очень активная работа: вы будете постоянно встречать новых людей, посещать мероприятия.
Из минусов: это очень активная профессия. Если вы не готовы к тому, что практически каждый день вам придется посещать какие-то мероприятия и писать по ним статьи, то работа эта не для вас.
Корректор
Ну и наконец, корректор. Человек, который исправляет очепятки, проверяет правильную постановку знаков препинания, написание орфограмм.
Да, на этой работе тоже очень рады будут филологам.
К плюсам профессии относится то, что вам не придется регулярно носиться по городу в поисках сенсаций. Общение с детьми и их родителями тоже не входит в круг ваших обязанностей.
Из минусов: это очень кропотливая работа. Невнимательным тут не место.
Готовьтесь зарыться с головой в словари разных видов. Готовьтесь к тому, что рука будет автоматически нестись исправлять ошибки. Даже когда вы не на работе. Даже когда вы читаете книгу. Даже тогда, когда вы получаете сообщение от друга.
Конечно, можно говорить о том, зачем поступать на филфак, если ты собираешься работать учителем/журналистом. Не проще ли сразу пойти именно на учителя или журналиста?
К сожалению, не всегда. Проблема заключается в том, что в вуз поступает 17-летний человек. И не всегда то, что ты ожидаешь от себя и будущего в 17 лет, оправдываетcя.
Я, например, всегда мечтала быть журналистом, писать статьи о театре и литературе. Однако работа в этой сфере мне показала, что журналистика - не мое. Работа, не практика. Практика мне пришлась по душе.
Поэтому я была очень благодарна филфаку за "широкий" диплом, благодаря которому я не была ограничена в выборе специальности, как это было бы, если бы я поступила на журфак.
А вы закончили филфак? Куда вы поступили на работу после него? Нравится ли вам ваша профессия? Посоветовали ли бы вы ее будущим студентам?
Если статья была интересна, предлагаю вашему вниманию: "«Нет повести печальнее на свете, чем 300 дам на факультете»: жизнь и обучение на филфаке" и "Плюсы и минусы в работе журналиста".