Найти тему
MisSova

«Образование без профессии». Куда может устроиться филолог

Учебный год закончился, последние экзамены отгремели, встал вопрос самого трудного выбора - выбора трудоустройства. И если с представителями многих профессий понятно: отучившийся на бухгалтера станет бухгалтером, юриста - юристом, слесаря - слесарем, то куда пойдет филолог?

Филолог после получения диплома глазами комментаторов. Два известных мема сплелись в один - и получился мой коллаж
Филолог после получения диплома глазами комментаторов. Два известных мема сплелись в один - и получился мой коллаж

Привет! Меня зовут MisSova, а пару недель назад я имела неосторожность признаться, что закончила филфак.

В статье на эту тему я хотела рассказать о трудностях, с которыми может столкнуться студент-филолог и о том, почему до конца обучения доходят не все. Например, из моего курса в 23 человека диплом бакалавра получили только 9, а магистра - 4.

Связано это было со сложной программой и с тем, что у многих ожидания (я люблю читать, а это значит, что со всем справлюсь) не совпали с реальностью.

Однако статья, вопреки моим ожиданиям, получила широкий отклик не у абитуриентов, а у представителей других профессий.

В частности, в комментариях лейтмотивом звучал вопрос: "Куда может поступить филолог? Что это за профессия? Учат на учителей и журналистов, а филолог - это зачем?".

О том, куда может поступить на работу филолог, с какими трудностями ему (и не только ему) придется столкнуться в разных профессиях и почему филфак - не приговор, хочу поговорить сегодня.

Про обучение и практику

Я не буду в этой статье повторять о сложностях в обучении, с которыми придется столкнуться студенту. Просто скину чуть ниже ссылку на предыдущую статью.

Но прежде чем говорить о конечном результате, профессии, мне бы хотелось рассказать о том, почему филолог может работать в смежных дисциплинах.

Собственно, тут нужно подобрать только одно слово - программа.

Дело в том, что на филфаке (как и другом факультете) очень умно подбирается программа: кроме основ (лингвистика и литература), студенты также проходят психологию, педагогику, риторику, журналистику.

В дальнейшем это дает возможность трудоустройства.

Когда курс заканчивается, студенты проходят практику. К слову, практика в школе и в местных СМИ обязательна.

Это необходимо для того, чтобы человек понял, какая специальность ему ближе.

Что же это за специальности?

Учитель/преподаватель

Первое, куда может пойти работать бывший (или нынешний, если речь идет о старших курсах) студент - система образования.

С какими трудностями может столкнутся будущий педагог?

1. Трудоустройство

Да, вы будете смеяться, но, увы, в систему образования нынче устроиться достаточно сложно.

К сожалению, это связано с той простой истиной, что зарплаты у учителей традиционно небольшие. И для того, чтобы улучшить свое материальное положение, педагоги обычно берут больше одной ставки (18 часов).

Вот так и получается, что будущему преподавателю еще нужно будет хорошенько побегать по учебным заведениям, прежде чем он устроится на место.

Иногда у филологов доходит до печального. В школе, где я работала, из декрета вышла преподаватель, для которой... не нашлось часов. Весь год вместо русского и литературы она вела начальную школу.

2. Недостаточное образование

Да, это относительное ноу-хау. Я очень рада, что когда я пошла на работу, такого еще не было.

Однако сейчас быть просто филологом недостаточно для того, чтобы обучать детей - нужно еще закончить какие-нибудь курсы по педагогике.

Однако тут доходит до забавного, потому что работает в обе стороны.

Методисты утверждают, что и просто педагогического мало для обучения детей.

Поэтому те, кто закончил пед, также отправляются на курсы повышения квалификации. Но теперь уже по своей дисциплине.

В общем, если у вас есть желание работать в педагогике, готовьтесь к тому, что и после диплома вам придется постоянно проходить курсы повышения квалификации (минимум - раз в 3 года).

3. Разные ступени образования - разные возможности

Еще одна сложность - "не всякая птица долетит до середины Днепра".

Несмотря на то, что бакалавриат у нас считается высшим образованием, шансы на то, что только с ним вам дадут вести всю программу, весьма и весьма малы. В школе должна быть большая нужда в кадрах, чтобы вам дали что-то выше среднего звена.

Обычно же удел бакалавра - школьники 5-8 классов. Минусов здесь два:

1) Вы "застрянете" на программе среднего звена, а это не так интересно, как 10-11;

2) У вас вечно будут ученики в сложном переходном возрасте.

Если же у вас есть магистратура, то тут проще: вы сможете вести как всю программу (5-11) и таким образом обучать детей "под себя", либо пойти на работу в колледж.

В вуз, к сожалению, на работу пойти не получится. Для этого нужно получать научную степень. Имея же научную степень, вы можете пойти на работу в сфере образования куда угодно.

Журналист

Вторая профессия, открытая для филологов - журналистика.

Вы можете отправить свое резюме в любую газету своего города и даже в PR-службу местной администрации. Если вы пишете хорошо, с вами обязательно свяжутся.

К плюсам этой профессии можно отнести то, что это очень активная работа: вы будете постоянно встречать новых людей, посещать мероприятия.

Из минусов: это очень активная профессия. Если вы не готовы к тому, что практически каждый день вам придется посещать какие-то мероприятия и писать по ним статьи, то работа эта не для вас.

Корректор

Ну и наконец, корректор. Человек, который исправляет очепятки, проверяет правильную постановку знаков препинания, написание орфограмм.

Да, на этой работе тоже очень рады будут филологам.

К плюсам профессии относится то, что вам не придется регулярно носиться по городу в поисках сенсаций. Общение с детьми и их родителями тоже не входит в круг ваших обязанностей.

Из минусов: это очень кропотливая работа. Невнимательным тут не место.

Готовьтесь зарыться с головой в словари разных видов. Готовьтесь к тому, что рука будет автоматически нестись исправлять ошибки. Даже когда вы не на работе. Даже когда вы читаете книгу. Даже тогда, когда вы получаете сообщение от друга.

Конечно, можно говорить о том, зачем поступать на филфак, если ты собираешься работать учителем/журналистом. Не проще ли сразу пойти именно на учителя или журналиста?

К сожалению, не всегда. Проблема заключается в том, что в вуз поступает 17-летний человек. И не всегда то, что ты ожидаешь от себя и будущего в 17 лет, оправдываетcя.

Я, например, всегда мечтала быть журналистом, писать статьи о театре и литературе. Однако работа в этой сфере мне показала, что журналистика - не мое. Работа, не практика. Практика мне пришлась по душе.

Поэтому я была очень благодарна филфаку за "широкий" диплом, благодаря которому я не была ограничена в выборе специальности, как это было бы, если бы я поступила на журфак.

А вы закончили филфак? Куда вы поступили на работу после него? Нравится ли вам ваша профессия? Посоветовали ли бы вы ее будущим студентам?

Если статья была интересна, предлагаю вашему вниманию: "«Нет повести печальнее на свете, чем 300 дам на факультете»: жизнь и обучение на филфаке" и "Плюсы и минусы в работе журналиста".