Межсезонье – сложный период в Якутии, особенно учитывая качество дорог (вернее, его отсутствие). Чтобы перебраться на ту сторону реки Лены, необходимо воспользоваться паромом, а это во все времена – довольно экстремальный аттракцион. Паромы ходят вплоть до первых чисел ноября, пока позволяют погодные условия, зимник для легковых автомобилей открывают в начале декабря.
А переправляться нужно не только жителям заречных улусов (районов) - именно с противоположного берега начинается федеральная трасса А360 (мне привычнее старый номер, до 2017 г. она называлась М56).
Но сегодняшняя история немного о другом:)
- Ленка замуж выходит, на свадьбу приглашает, - позвонила моя лучшая подруга Наташка, - Просила вас спросить, вдруг сможете приехать?
- Нет, ты что! Даже если бы захотели, не смогли, сама знаешь, - я даже руками замахала, словно подруга могла меня видеть (скайп у нас с ней появится только через пять с лишним лет), - Передавай поздравления, хорошо? И если будете общий подарок от одноклассников покупать, то мы участвуем. А свадьба где будет? В деревне?
Ленка сразу после окончания педагогического училища получила направление в район, и теперь жила в отдалённом селе.
- В том-то и дело, настоящая деревенская свадьба! Обязательно поеду, интересно же! Мишку с пацанами оставлю, а сама от души повеселюсь, вот!
- А почему в октябре? Странное время, как добираться-то будете?
- Ленка говорит, для свадьбы лучшее время: забой, мясо свежее, продукты все свои. Ну ей виднее, - в голосе Наташки звучало предвкушение приключений, - А поедем на трех машинах плюс две Ленкиных родителей и родственников. Паром до ноября ходит, а свадьба в пятницу, 20-го, успеем!
Лена выходила замуж чуть ли не последней из наших девчонок, поэтому желающих поехать набралось прилично. Ну и плюс, конечно, романтика: мы все жили в городе, и никто ни разу не был на настоящей деревенской свадьбе. Ради этого в пятницу были взяты отгулы, и вечером 19 октября все отправляющиеся собрались на паромной переправе. Желающих уехать было много, паромов – мало, но каким-то чудом нашим путешественникам удалось попасть на последний (ночами паромы не ходили).
Наташка ликовала, всё-таки её муж Мишка ошибся, на паром они попали, к утру доберутся до места. Регистрация назначена на 14 часов, так что успеют и поспать, тем более Ленка сказала, что их ждут, места для всех готовы. На улице было морозно, поэтому сидели в теплых машинах.
- Ну что, может, для сугреву по 50 грамм? – Наиль под укоризненные взгляды жены Оксанки вытащил фляжку, - Ну Ксюнь, не сердись, коньячок никому не помешает, мы же по чуть-чуть.
Женька, бывший за рулем, только вздохнул:
- Я пас, в ночи по незнакомой местности…
Наташка поймала взгляд Оксаны и поняла его правильно:
- Может, правда, не стоит? Вдруг тебе придется Женьку сменить за рулем?
Она взяла из его рук фляжку, и Наиль рукой махнул:
- Скучные вы, надо было с парнями ехать…
Он не успел договорить, как последовал резкий толчок, и паром остановился.
- Вот те на! – Наташка пыталась что-то разглядеть в окно, но ей это не удавалось, - Надеюсь, мы не столкнулись с айсбергом?
Полтора года назад на экраны мира вышел «Титаник», сентиментальная Наташка шесть раз на него ходила, каждый раз плача на том моменте, когда женщина укладывает спать двоих деток, надеясь, что те погибнут во сне и не успеют испугаться.
- Тьфу на тебя, какие айсберги на Лене? – Наиль преувеличенно бодро осадил одноклассницу, - Пойдём, Женёк, глянем, что там творится.
Они вышли, а Наташка, Оксана и третья одноклассница, Женя, жена Женьки, остались сидеть.
- Девчонки, может, того? По коньячку? – Наташка продемонстрировала изъятую у Наиля тару, - На трезвую голову тонуть страшно.
- Думаешь, мы тонем? – испугалась Женя, - Нам нельзя, у нас дети!
- У всех дети, - отрезала Оксана, - Не поднимайте панику раньше времени. А вот коньячку не помешало бы, чисто успокоиться.
Вернулись ребята.
- До утра придется куковать, пока ледокол не придет. Температура упала, почти минус 25, лёд встал, - Наиль подозрительно принюхался, - Ого, да вы тут время зря не теряли, оказывается! Ладно, нужно немного поспать…
Утром Наташка проснулась от того, что страшно затекла шея. Сначала ничего понять не могла, где это она, но потом вспомнилось. Она вышла из машины и чуть не прыгнула обратно: мороз стоял сильнейший! Да ещё и туман, внезапно опустившийся на реку! Но за ней, зевая, выползла Женя:
- Чёрт, все тело болит! Ну, что тут?
В октябре светает уже поздно, поэтому картинка была как в фильме ужасов: серые сумерки, серый туман, негромкое урчание включенных двигателей… Наташка с тоской вспомнила слова мужа Мишки:
- Куда тебя несет в такую погоду? Вот угораздило же жениться на такой экстремалке!
Она тогда рассердилась, даже хотела по голове стукнуть, но потом передумала: родной муж, жалко. А он-то был прав! Кстати, надо бы ему позвонить… В июне того года в Якутск пришли первые крупные сотовые операторы, МТС и Мегафон, до того работал местный Горизонт-РТ, драл заоблачные цены по 16 рублей за минуту. Но так как всё только-только начиналось, зона покрытия была небольшой. По крайней мере на реке связи нет, в чем Наташка с досадой тут же убедилась.
- Что такое «не везёт» и как с этим бороться? – спросила она подругу, но Женя тревожно озиралась:
- Наташка, здесь есть туалет?
Они добрались до некоего подобия рубки, где матрос им заявил:
- Туалет только для персонала.
Наташка открыла рот, чтобы возмутиться, но капитан её остановил:
- Пусти их, - устало обратился он к матросу, - И вообще, всех пускай, когда этот ледокол еще появится? Боюсь, не сегодня...
Капитан оказался прав. Ледокол не появился ни в пятницу, ни в субботу. Около ста человек находились на борту.
Знаете, что их спасло?
Во-первых, на пароме оказался бензовоз. Водители готовы были покупать топливо по любым ценам, лишь бы его хватило на работу двигателей.
Во-вторых, Ленка попросила:
- Привези пирожков, твоих фирменных, ма. Здесь все жарят, а я хочу печеные, как ты делаешь. И еще рыбные пироги, ладно?
Вот Ленкина мать и расстаралась, везла готовые пироги и два ведра разных пирожков. А еще они везли алкоголь, несколько ящиков, в городе же дешевле! Лёд вокруг парома оказался крепким, мороз за бортом катил к -30.
- Если ледокола вообще не будет? – тоскливо спрашивали девчонки, - Может, пешком попробовать?
Но капитан даже думать об этом запретил:
- Я несу ответственность, никакого «пешком по льду»!
Матросы, их было то ли двое, то ли трое, постоянно сбивали ломами лёд вокруг парома, потом им стали помогать и другие мужчины, мол, хоть согреемся.
Наташка говорила Оксанке:
- Если вернемся, я Мишку всегда-всегда буду слушаться! Слова ему против не скажу!
- Ты сдурела? Что значит «если»? Конечно, вернемся!
В воскресенье ближе к обеду появился ледокол. Люди, уже разуверившиеся, поначалу приняли его за мираж. Но поняв, что это не всеобщая галлюцинация, начали не радоваться, как ожидалось, а бурно материться.
Встал вопрос: в какую сторону двигаться? Кто-то желал на тот берег, другие хотели вернуться обратно, чуть не подрались. Но победило большинство и паром двинулся к берегу отправления.
Наташка вернулась домой в воскресенье вечером, совершенно измученная. Муж Мишка воспринял её возвращение совершенно обыденно, он даже не догадывался, что ни на какой свадьбе его жена так и не побывала, и все эти почти три дня провела на середине зимней реки. Обнаружив чумазых детей, заляпанную плиту и гору одежды для стирки, Наташка, чуть ли не единственный раз в жизни, закатила скандал. Откричавшись, она выскользнула за дверь, оставив изумлённого Мишку в полном недоумении. Она звонила Оксане:
- Слушай, ты Мишке не говори, ладно? Ну, что я обещала там, на пароме, типа того, что спорить не буду никогда и слушаться бу…
Она осеклась, увидев веселые глаза Мишки, выглядывающего из-за двери:
- Впрочем, он уже сам знает, - она положила трубку и виновато взглянула на мужа, - Прости, Миш…