Найти тему

Знаменитый горбатый дедушка - Browning Auto-5

Browning Auto 5 (также Automatic 5 или A-5) — самозарядное ружье, использующее энергию отдачи ствола при его длинном ходе для перезарядки, было разработано Джоном Мозесом Браунингом в 1898 году. Это было первое довольно-таки удачное самозарядное ружье и потому производилось почти до самого конца ХХ века.

Разрабатывая Auto-5, Браунинг сконструировал сразу три варианта ружей, использовавших для перезарядки энергию отдачи ствола. Из всех он выбрал третий вариант, последний, показавшийся ему наиболее перспективным. Оно имело подствольный трубчатый магазин на четыре патрона. Пятый патрон можно было заряжать в патронник, что давало общую вместимость в пять патронов (отсюда и название ружья — Auto-5).

Разработку Джон предложил фирме Winchester, которая постоянно покупала у него новое оружие, но на этот раз директор завода Беннет (T.G.Bennett) отказал, посчитав полуавтомат неперспективным оружием. В конце концов, патент приобрела бельгийская компания Fabrique Nationale, которая уже выпускала пистолеты, разработанные Браунингом. Первая партия в 10 000 ружей была продана в США в течение года. С 1906 года Auto-5 с минимальными отличиями от бельгийского оригинала стала производить фирма Remington Arms, а позже любимый многими «горбатый» браунинг почти непрерывно производился до 1999 года в нескольких вариациях теми же Fabrique Nationale и Remington, а кроме того Savage, SKB, Miroku и почти наверняка другими, более мелкими компаниями. Благодаря чему Browning Auto-5 стал не менее знаковым оружием, чем Винчестер (Модель 70) или Кольт Single Action Army.

26 ноября 1997 года было объявлено, что выпуск Browning Auto-5 будет прекращен, и «последние» ружья поступили в продажу в феврале 1998 года. Затем в 1999 году было изготовлено 1000 браунингов «A-5 Final Tribute» (последние почести), которые оказались распроданными в 2000 году, на чем и закончилась земная жизнь производства Auto-5.

И снова, здравствуйте!

Оригинальный Auto-5 использовал энергию отдачи ствола при его длинном ходе для перезарядки – при этом ствол перемещался назад вместе с затвором. Новый Auto-5 обладает куда более коротким откатом, хотя перезарядка основана на том же инерционном принципе.

Любой, кто когда-либо владел старым Auto-5, знает, что в нем есть несколько пружин, фрикционные кольца и тормоза вокруг трубки магазина, с которыми все должно быть в полном порядке, чтобы ружье нормально функционировало. Не хочу обидеть фанатов Auto-5, но если вы когда-либо мучились с чисткой или отладкой его механизма, то вызывает удивление тот факт, что у него вообще были и есть фанаты. Не говоря уже ни о чем другом, замечу, что только набор инструментов для обслуживания Auto-5 намного превосходит аналогичный кит для любого другого гладкоствольного ружья. Оно настолько сложно, что даже специалисты по обслуживанию ружей не всегда осмеливаются выходить за пределы традиционной чистки.

Учитывая то, насколько сложным и дорогим является производство Auto-5, возникает вопрос: почему компания снова взялась за него в 2012 году? Оказывается, все элементарно: просто новый Auto-5 – это не тот же самый «горбатый дедушка». Хотя он и выглядит, как его предшественник, это совершенно другое оружие. Возможно, наиболее существенным вопросом у тех, кто рассматривает возможность приобретения нового Auto-5, является такой: нужно ли будет снова беспокоиться о подстройке фрикционных колец под патроны разных мощностей? На оригинальном Auto-5 существует ряд пружин, фрикционные кольца и тормоза трубчатого магазина, которые должны быть подогнаны должным образом (и по-разному!) для сильных и слабых зарядов. Попробуйте об этом забыть, и ваше оружие либо не будет надежно совершать полный цикл перезарядки, либо механизм подвергнется чрезмерным перегрузкам.

У нового Auto-5 нет фрикционных колец и тормоза. Вы можете зарядить это ружье любым патроном рекомендованной длины, с любым зарядом и спокойно стрелять.

Не столько практический, сколько технический интерес вызывает то, как конструкторам удалось заставить оставшийся инерционным механизм нового Auto-5 работать за счет коротких, а не длинных откатов ствола, как это имеет место быть у оригинала. При длинном откате ствол осуществлял продольное возвратно-поступательное движение, которое и давало энергию всему циклу перезарядки. Кстати, большинство стрелков, вероятно, даже не задумывалось о том, что длинное возвратно-поступательное движение ствола – это еще одна вещь, о которой следовало бы побеспокоиться. К счастью, у новых Auto-5 его нет.

Старый А5 производства RemingtonХотя старый и новый Auto-5 – это совершенно разные по механике ружья, одна функция классической версии сохранена и в новом полуавтомате – это высокая скорость заряжания ружья и извлечения патронов из магазина. И дело тут не в том, что вы можете продемонстрировать друзьям ловкий трюк, но, как человек, который любит охоту на уток, могу вам сказать, что очень и очень бываю расстроен, когда, опустошив по чирку весь магазин, вдруг вижу огромного крякового селезня прямо над собой. Auto-5 позволяет перезарядиться настолько быстро, насколько это вообще в человеческих силах.

На SHOT Show’2012, где я увидел новый Browning, представители компании сказали, что у нового Auto-5 будет старый отсекатель патронов, так что охотник может набить в магазин патронов, а при одиночных выстрелах перезаряжать только те, что находятся в патроннике, то есть стрелять как из однозарядного ружья. Честно говоря, я никогда не использовал эту возможность при охоте с полуавтоматом. Обычно отсекателем пользуются в случае, когда в магазине патроны на утку, скажем, а перед вами появился вдруг гусь.

Несмотря на многие внешние сходства Auto-5 настолько отличается от оригинального, что у них нет взаимозаменяемых частей вплоть до того, что даже чоковые сужения сделаны нового типа – Invector-DS.

Я использую как правило «улучшенный цилиндр» для почти всего, так что мне трудно судить о пользе сменных чоков. Думаю, что особенно волновать это может только серьезных стендовиков, поскольку только у них наблюдается стремление к регулярной смене чоков в разных лэй-аутах.

Подписывайтесь на наш канал, пишите комментарии, а мы будем ежедневно радовать Вас интересными публикациями!