Найти в Дзене
Замочная скважина-news

«Мастер и Маргарита»: почему Высоцкому не удалось сыграть Воланда

С романом «Мастер и Маргарита» Владимир Высоцкий познакомился в рукописи, которую ему дала третья жена писателя. Бард специально приехал в гости к Елене Сергеевне Булгаковой, чтобы получить на время книгу, которая в ту пору ещё не была официально разрешена. Булгаков — любимый писатель Позже, отвечая на записки из зала во время концертов, Владимир Семёнович неизменно называл Михаила Булгакова своим любимым писателем (наряду с Гоголем и Джонатаном Свифтом). Кстати, и в анкете 1970 года (её Высоцкий заполнил по просьбе своего коллеги Анатолия Меньщикова) в графе «Любимый писатель» также значится автор «Мастера и Маргариты». Мечтал о роли Воланда Тайной мечтой Высоцкого была роль Воланда. Когда в Театре на Таганке начались репетиции «Мастера и Маргариты» (вслед за публикацией романа в журнале «Москва»), бард весьма деликатно намекнул Юрию Любимову, что тоже готов поучаствовать в работе. Однако режиссёр видел в роли Воланда исключительно Вениамина Смехова, который действительно неплохо попа
Оглавление
Владимир Семёнович боролся за роль даже после того, как на неё был утверждён другой актёр
Владимир Семёнович боролся за роль даже после того, как на неё был утверждён другой актёр

С романом «Мастер и Маргарита» Владимир Высоцкий познакомился в рукописи, которую ему дала третья жена писателя. Бард специально приехал в гости к Елене Сергеевне Булгаковой, чтобы получить на время книгу, которая в ту пору ещё не была официально разрешена.

Булгаков — любимый писатель

Позже, отвечая на записки из зала во время концертов, Владимир Семёнович неизменно называл Михаила Булгакова своим любимым писателем (наряду с Гоголем и Джонатаном Свифтом). Кстати, и в анкете 1970 года (её Высоцкий заполнил по просьбе своего коллеги Анатолия Меньщикова) в графе «Любимый писатель» также значится автор «Мастера и Маргариты».

Мечтал о роли Воланда

Владимир Высоцкий, фото из открытых источников
Владимир Высоцкий, фото из открытых источников

Тайной мечтой Высоцкого была роль Воланда.

Когда в Театре на Таганке начались репетиции «Мастера и Маргариты» (вслед за публикацией романа в журнале «Москва»), бард весьма деликатно намекнул Юрию Любимову, что тоже готов поучаствовать в работе. Однако режиссёр видел в роли Воланда исключительно Вениамина Смехова, который действительно неплохо попадал в образ. Кстати, на тот момент артист ещё не успел сыграть Атоса и не имел шлейфа «одного из мушкетёров».

Тайные репетиции

Воланд-Смехов, фото из открытых источников
Воланд-Смехов, фото из открытых источников

Владимир Семёнович, впрочем, не сдавался. Он решил побороться за роль Воланда. Тайно от режиссёра бард договорился с актёрами, занятыми в постановке, и начал репетировать роль. Судя по воспоминаниям актёров Таганки, в сцене встречи на Патриарших Высоцкому удалось создать интересный образ, который «шёл изнутри».

- Если Смехов «играл лицом», то Владимир внутренне перевоплощался в булгаковского персонажа. У него глаз начинал гореть иначе, - вспоминали коллеги.

Своими наработками Высоцкий поделился с Любимовым. Но режиссёр всё же стоял на своём. Владимир Семёнович вновь получил отказ.

Обида Высоцкого

Любимов и Высоцкий, фото из открытых источников
Любимов и Высоцкий, фото из открытых источников

Высоцкому был предложен другой герой — Иван Бездомный. Любимов рассчитывал, что у актёра получится яркий и ироничный образ.

- Он, со своим юмором был рождён для роли Бездомного, - делился позже Юрий Петрович в своих воспоминаниях.

Однако Владимир Высоцкий после весьма удачных проб вдруг просто перестал приходить на репетиции. Он был обижен на режиссёра и не хотел участвовать в спектакле. Кроме того, как раз в это время у барда были запланированы дальние поездки, так что у него не было возможности сыграть в «Мастере и Маргарите».

Почему Любимов не дал роль Воланда Высоцкому? Две причины

Владимир Высоцкий, фото из открытых источников
Владимир Высоцкий, фото из открытых источников

Причин две. Первая - режиссёру действительно очень нравился Вениамин Смехов в этом образе. Вторая — исполнитель роли Воланда, по замыслу Любимова, не должен был много играть. Достаточно было просто наблюдать за залом со сцены — ловить взгляды случайно выбранных людей из зала или устремлять взор куда-то вдаль.

А Высоцкому только этого было бы мало. Он бы, как полагал Юрий Любимов, не ограничился ролью наблюдателя. А, значит, и образ в итоге получился бы совершенно иной, отличный от задуманного режиссёром. Равно, как и сам спектакль...