Найти в Дзене
Школа-школа

Новые ФГОС вступили в силу: а нам то что?

Минпросвещения России 31 мая 2021 года утвердило новые ФГОС начального и основного общего образования.

Приказом №287 от 31 мая 2021 года утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, а приказом №286 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Новые стандарты вступают в силу с 31 мая 2021 года.

Для всех желающих загрузила на Диск Приказ от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении ФГОС НОО".

(Стандарт призван обеспечивать, в том числе, патриотическое и трудовое воспитание учащихся; формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении жизни, разумное и безопасное использование цифровых технологий, единство учебной и воспитательной деятельности.

ФГОС основного общего образования обеспечивает единство образовательного пространства России, благоприятные условия воспитания и обучения, вариативность содержания программ образования, применение методик обучения, которые направленны на формирование гармоничного физического и психического развития, сохранение и укрепление здоровья.

Изменения касаются экологического и гражданского патриотического воспитания. Во ФГОС средней школы прописана и возможность использования школами сетевого обучения, а также применения электронных и дистанционных образовательных технологий.

Обратила внимание, что основное внимание уделено на единство учебной и воспитательной деятельности.

Срок получения начального общего образования составляет четыре года, а для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на два года. То есть дети с ОВЗ программу начальной школы могут проходить за 6 лет!

Стандарт направлен на обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования. Наконец-то! Пришла на родительское собрание в детский сад, воспитатель показала печатные тетради, по которым она готовит детей к школе. И тут я вздрогнула: по математике цифры пишут неправильно: единица - палочка, двойка - гусь! Выходит, что дети научатся писать неправильно, а потом будут переучиваться? Почему мы издеваемся над детьми?

Понравилось, что в стандарте чётко прописаны предметные результаты по всем предметам!

Чётко расписано содержание рабочей программы по предметам! Не надейтесь, что к сентябрю кто-то за вас их составит. Изучайте приказ и правьте программы!

Не надейтесь на Проекты Примерных рабочих программ по учебным предметам начального общего, основного общего образования опубликованы на сайте ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования".

Во ФГОС используются следующие понятия:

действие – произвольная и преднамеренная деятельность человека, направленная на достижение поставленной осознанной цели, включающая в себя комплекс соответствующих операций, который позволяет достичь цели;
деятельность – форма отношения человека к окружающему миру, его целенаправленное взаимодействие с разнообразными объектами, в ходе
которого удовлетворяются его актуальные или потенциальные потребности;
дифференциация обучения – деление обучающихся на группы и различное построение учебного процесса в выделенных группах в зависимости от успеваемости обучающихся, их способностей, интересов, психического и физического здоровья, пола, общественных и профессиональных целей;
задача – проблемная ситуация, вопрос, требующий решения;
календарный план воспитательной работы – документ, содержащий конкретный перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся Организацией или в которых Организация принимает участие в учебном году или периоде обучения;
универсальные учебные действия – обобщенные учебные действия, позволяющие решать широкий круг задач в различных предметных областях, являющиеся результатами освоения обучающимися программы начального общего образования;
коммуникативные универсальные учебные действия – учебные знаково-символические средства, являющиеся результатами освоения обучающимися программы начального общего образования, направленные на приобретение ими умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, коррекцию с педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
личностные результаты – сформированная в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам;
метапредметные результаты – достижения обучающегося, полученные в результате изучения учебных предметов, курсов, модулей и характеризующие совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, а также уровень овладения междисциплинарными понятиями;
мотив – обоснования волевого действия;
потребность – нужда или необходимость в чем-либо важном для поддержания жизнедеятельности человека, определяющая и регулирующая поведение человека. Выделяют первичную, биологически обусловленную необходимость (в пище, сне, безопасности и т.д.) и вторичную, выработанную в ходе социализации
и жизненного опыта (в общении, признании и т.д.);
познавательные универсальные учебные действия – учебные знаково-символические средства, являющиеся результатами освоения обучающимися программы начального общего образования, направленные на овладение и использование знаково-символических средств (замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приемы решения задач);
предметные результаты – конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем и творческой деятельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета, курса, модуля;
рабочая программа учебного предмета, курса, модуля – методический документ, определяющий организацию образовательного процесса в Организации по определенному учебному предмету, курсу, модулю;
рабочая программа воспитания – методический документ, определяющий комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в Организации;
регулятивные универсальные учебные действия – учебные знаково-символические средства, являющиеся результатами освоения обучающимися программы начального общего образования, направленные на овладение типами учебных действий, включающие способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить  новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль  по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
российская гражданская идентичность – составляющая социальной идентичности, осознание индивидом принадлежности к общности граждан Российской Федерации. Способность, готовность и ответственность выполнять свои гражданские обязанности, пользоваться правами и активно участвовать в жизни государства;
смысловое чтение – процесс восприятия, понимания и интерпретации текстов разных типов, жанров, назначений, результатом которого является способность использовать текстовую информацию для решения различных учебных задач и удовлетворение эмоциональных потребностей общения с книгой;
учебный предмет – единица (компонент) содержания образования, отражающая содержание соответствующей науки, а также дидактические особенности изучаемого материала и возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня подготовки;
учебный курс – целостная, логически завершенная часть содержания образования, расширяющая и углубляющая материал предметных областей, и (или) в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета;
учебный модуль – часть содержания образования, в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета или курса либо нескольких взаимосвязанных разделов;
функциональная грамотность – способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности;
цели обучения – конечные и промежуточные результаты обучения, которых должны достичь обучающиеся в когнитивной (познавательной), аффективной (эмоционально-ценностной) или психомоторной области;
цель – осознанный образ, результат, который должен быть достигнут в итоге сознательной деятельности;
электронная (или цифровая) информационно-образовательная среда – совокупность информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения;
электронный (цифровой) образовательный ресурс – учебно-методические материалы (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемые для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленные в электронном (цифровом) виде, реализующие дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.

Успехов всем! Если есть вопросы, пишите! Если нравятся публикации, поставьте "класс". Буду рада комментариям.

Если для вас важны публикации, подписывайтесь на канал.