Найти тему
С Богом по жизни

ЛЮБОВЬ ПО-ПРЕЖНЕМУ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ

О любви говорится почти четыреста раз в Новом Завете и еще сотни раз в Ветхом. Вот некоторые из этих замечательных стихов:

«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15:12).
«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8).
«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? ...Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8:35, 37).
«Но знание надмевает, а любовь назидает» (1 Кор. 8:1). (Современный Перевод: «Знание заставляет людей раздуваться в гордости, любовь же помогает людям становится сильнее»).
«Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16:14).
«Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5:6).
«Непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви...» (1 Фес. 1:3).
«Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» (Евр. 10:24).

Любовь охватывает и божественную, и человеческую природу. “Бог есть любовь” (1 Ин. 4:8, 16). Бог любит мир (Ин. 3:16). Бог любит нас (Рим. 5:8). Бог любит Иисуса (Ин. 17:24). Иисус любит Свой народ, церковь (Еф. 5:23, 25). Мы должны любить Бога (Мф. 22:37). Мы должны любить Иисуса (Ин. 14:15).

Она охватывает все виды взаимоотношений. Мы должны любить наших братьев во Христе (1 Пет. 2:17). Мы должны любить своих ближних (Мф. 22:39). Мы должны любить своих врагов (Лк. 6:27). Мы должны любить всех (Рим. 13:8).

Она охватывает все виды деятельности. Есть то, что мы должны любить, и то, что должны ненавидеть. Мы не должны любить удовольствия (Прит. 21:17), богатство (Прит. 21:17; Еккл. 5:10), нынешний век (2 Тим. 4:10; 1 Ин. 2:15), людскую похвалу (Мф. 6:5; 23:6; Лк. 20:46), стремление первенствовать (3 Ин. 9), ссоры и насилие (Прит. 17:19; Пс. 10:5), слова, которые ранят и обманывают и бесчестят Бога (Пс. 51:4; Отк. 22:15; Пс. 108:17), любое зло (Пс. 51:3; 118:97; Отк. 22-15;Пс. 109-17).

С другой стороны, мы должны любить Бога (Пс. 5:12; Ис. 56:6), Его праведность (Пс. 10:7; 32:5; 98:4), Его обитель (Пс. 25:8), Его спасение (Пс. 39:17; 69:5) и Его заповеди (Пс. 118:47, 48, 97, 127, 159, 165, 167). Мы также должны любить чистоту сердца (Прит. 22:11), милосердие (Мих. 6:8), истину (Зах. 8:19), обличение (Прит. 15:12) и второе пришествие Иисуса (2 Тим. 4:8).

Тема любви затрагивает всех. Она охватывает все возрасты. Более молодых она наставляет: “Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове... в любви...” (1 Тим. 4:12). Тех, кто постарше, она учит “быть... здравыми... в любви...” (Тит. 2:2). Она касается и мужчин, и женщин. Мужчинам говорится: “Любите своих жен” (Еф. 5:25). Женщинам сказано, что они могут спастись, если “пребудут в вере и любви и в святости с целомудрием” (1 Тим. 2:15). Фактически, если вы живой человек, дышите и способны понимать, эта тема касается и вас. Всем нам говорится: “Достигайте любви” (1 Кор. 14:1); “Живите в любви, как и Христос возлюбил нас” (Еф. 5:2); “Постоянно любите друг друга от чистого сердца” (1 Пет. 1:22).

Эта тема неисчерпаема! Но мы все равно можем познать для себя нечто новое. Большинство из нас никогда не сможет измерить глубину океана, но никто не может нам запретить побарахтаться возле берега.

НЕСРАВНЕННАЯ ТЕМА

В Новом Завете о любви неизменно говорится как о превосходнейшем из всех качеств. Павел в своем списке христианских добродетелей ставит ее на первое место: “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал. 5:22, 23). В Кол. 3:12 Павел начинает говорить своим читателям, как им следует жить: “Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость...”, - и в Кол. 3:14 завершает свой список добродетелей: “...более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства”.

Петр высказывает ту же мысль несколько раз. В 1 Пет. 4 он дает ряд наставлений, а затем говорит: “Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов” (ст. 8). В своем втором послании Петр обращается ко всем христианам со следующими словами:

«Вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Пет. 1:5-7).

Эти стихи иногда называют шагами на пути к духовности. Тогда любовь - это последний шаг. Иногда их называет шагами на пути к зрелости. В таком случае любовь приходит тогда, когда мы становимся совсем взрослыми. Этот процесс развития можно также представить в виде пирамиды, основанием которой служит вера. Любовь в такой пирамиде будет вершиной. Или, возможно, вам больше понравится пример с музыкальной гаммой. Греческое слово, переведенное в синодальной Библии как “покажите”, а в Современном Переводе глаголом “прилагайте”, в те дни использовалось в музыкальных записях; оно означало “добавить то, что необходимо для завершения гармонии”. Если, используя этот пример, вы обозначите веру первой “нотой”, то у вас получится восемь нот, из которых самой высокой будет нота под названием любовь. Если же вы хотите взглянуть на этот отрывок с точки зрения христианского роста, то он говорит о том, что наш рост завершится, когда мы научимся любить так, как должно.

Иоанн тоже говорит о превосходстве любви. Вот несколько его характерных высказываний:

«Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» (1 Ин. 3:14).
«Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. И вы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:12, 16).

Все это было написано Павлом, Петром и Иоанном много лет назад, но любовь по-прежнему стоит на первом месте. В дни моей юности мы бы сказали, что любовь занимает первое место в Божьем “хит-параде”. Сегодня я бы, может быть, сказал, что любовь стоит первым пунктом в Божьей “повестке дня”. Как бы вы ни выразили эту мысль, суть в том, что любовь по-прежнему является первейшей необходимостью в жизни каждого человека.

И это так по ряду причин. Любовь по-прежнему на первом месте, потому что она все так же является “наибольшей заповедью”. Иисуса спросили в конце Его жизни: “Какая наибольшая заповедь в законе?” (Мф. 22:36), и Он ответил:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-39).

В Евангелии от Марка Иисус сделал вывод из сказанного: “Иной большей сих заповеди нет” (Мк. 12:31).

Эта истина эхом отдается во всех последующих Писаниях Нового Завета. Павел говорит: “Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви” (Рим. 13:8). Обращаясь к галатам, он предостерегает их от злонамеренных действий по отношению друг к другу, а затем призывает: “Любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: «Люби ближнего твоего, как самого себя»” (5:13, 14). Иаков в своем коротком послании подчеркивает ту же мысль: “Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как себя самого»...” (2:8).

Любовь по-прежнему на первом месте еще и потому, что все так же является отличительным признаком ученичества. В Ин. 13:34, 35 изложено высказывание Иисуса, заставляющее нас задуматься: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою”.

Иисус не говорит, что люди будут узнавать в нас Его учеников, если мы будем жить благочестиво или следовать здравому учению, но - если мы будем любить друг друга. Постарайтесь понять меня правильно. Благочестивый образ жизни очень важен, как и следование здравому учению. Но когда мир смотрит на нас, то первое, на что люди обращают внимание, это то, какое влияние оказала наша религия на наши сердца. Помню, как одна женщина спросила меня об общине, в которой я работал в то время. Я не преминул рассказать ей о нашем стремлении восстановить церковь первого века. Когда я закончил, она не воскликнула: “Это как раз то, что мне нужно!” Вместо этого она сказала: “Я искала место, где бы я могла найти друзей”.

Недавно я прочел о молодом человеке, который после обращения стал ходить в маленькую общину, куда ему надо было добираться через весь город, тогда как много других общин проводили свои богослужения гораздо ближе к его дому. На вопрос о том, зачем он тратит столько сил, если можно посещать общину по соседству, он улыбнулся и ответил: “Там люди любят друг друга”. Любовь и теперь остается отличительным признаком ученичества.

Любовь по-прежнему находится на первом месте еще и потому, что без нее все другое обесценивается. Думая о величии любви, человек рано или поздно приходит к 1 Кор. 13. Мы подробно изучали эту замечательную главу некоторое время назад. Сейчас же я хотел бы напомнить вам из нее всего несколько стихов:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (ст. 1-3).

Красноречие... способность творить чудеса... безмерная благотворительность... мученичество. Без любви все это - ничто! Меня это утешает. Я, возможно, никогда не стану выдающимся оратором, но я могу научиться любить, и это гораздо важнее. Время чудесных даров давно прошло, ну и пусть: ведь любовь лучше. Я не могу дать людям много денег, но я могу им дать самое важное - любовь. Я не уверен, что у меня хватит мужества умереть за веру. Но я могу любить.

Глава 13 заканчивается такими словами: “А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше” (ст. 13). Вера очень важна; без нее угодить Богу невозможно (Евр. 11:6; см. также Ин. 6:28, 29). Надежда важна не менее; она якорь для души (Евр. 6:19). Она поддерживает нас. Но любовь важнее. Если бы это сказал я, то, возможно, некоторые захотели бы со мной поспорить. Но мы не можем спорить с богодухновенным автором.

Основную идею всей главы можно выразить словами из стиха 2: “А [если] не имею любви, - то я ничто”. Без любви я ничто. Если в моей жизни нет любви, то ничего не значат ни мое богатство, ни мои успехи. Но если я могу любить и знаю, что любим, то моя жизнь наполнена, и я могу пережить почти все.

Несколько лет назад мне на глаза попалась статья, в которой наглядно подтверждается эта мысль. Статья начинается так: “Для жизни младенца необходимо не одно только молоко. Для здорового роста и даже для самой жизни не менее важна материнская любовь”. Эти слова составляют суть знаменитого доклада доктора Рене Шпитца. Д-р Шпитц провел обширное клиническое исследование в приюте для подкидышей в Латинской Америке. В то время, когда он начал свое исследование, в приюте был девяносто один младенец. За три месяца 30% из них умерло. Оставшиеся деградировали почти до уровня идиотизма. Далее в своем докладе д-р Шпитц поясняет:

«Этот приют функционирует давно, имеет хорошее материальное обеспечение и опытный персонал. Девяносто один приемыш не имел недостатка в пище, одежде, освещении, свежем воздухе и игрушках. Квалифицированные няни в положенное время кормили их и купали. Но не хватало одного. Няни, на попечении каждой из которых было по десять младенцев, были слишком заняты, чтобы просто поиграть с детьми. У каждого ребенка было что-то вроде одной десятой матери».

“Это еще не все”, - сказал в завершение д-р Шпитц. “Как результат, отсутствие любви еще и покалечило этих младенцев в их борьбе за выживание”.

В другой статье на эту же тему, озаглавленной “Великая сила человеческой любви”, Эшли Монтегю пишет:

«Теперь мы знаем... что любовь является жизненно важной частью развития каждого ребенка, и если его не окружить любовью, он не будет расти и развиваться как здоровый организм ни в плане психологическом, ни в духовном или физическом... Сегодня ученые делают вывод, что жизнь и любовь как единое целое должна быть непременным условием существования, так как именно этого требует внутренняя природа человека. Идея эта не нова. Новым является то, что наши современники должны вновь открывать с помощью научных методов древние истины Нагорной проповеди и золотого правила».

Только любовь придает всему смысл.

Вот несколько моментов, которые показывают, насколько важно научиться любить так, как этому учит Библия:

(1) Это убережет нас от горечи и разочарования.

(2) Это разовьет в нас много других необходимых качеств.

(3) Это поможет нам быть любимыми; иначе невозможно, как невозможно попасть под весенний ливень и остаться при этом сухим.

(4) Это поможет предотвратить склероз духовных артерий; это продлит нашу молодость. Люди, которые любят от всего сердца, никогда не стареют. Они могут умереть физически от старости, но все равно будут молодыми сердцем и духом.

(5) Это подготовит нас к тому царству любви, которое зовется небесами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любовь очень часто неправильно понимают. Иисус сказал: “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди” (Ин. 14:15). Любовь к Богу и Иисусу - это не просто теплое чувство, а решимость делать то, что Они говорят. Бог хочет вашей любви. Он хочет вашей повинующейся любви. Вы любите Его? Если любите, то вы исполните то, что Он говорит.