Довольно часто среди начинающих парашютистов, перворазников и просто людей интересующих возникает подобный вопрос.
Разберём его на примере одной из самых распространённых парашютных систем Д-6 серии 4.
Д-6с4 - это круглый десантный парашют с нейтральным куполом. С этим парашютом выполняют первые прыжки служащие ВДВ и морской пехоты, а также начинающие гражданские парашютисты в аэроклубах на территории всего постсоветского пространства.
Данная парашютная система имеет следующую систему раскрытия:
- При отделении от самолёта на высоте 500-1000 метров раскрывается маленький стабилизирующий парашют (площадью около 1,5кв. метров). Его камера остаётся в самолете/вертолёте.
- Парашютист снижается под стабилизирующим парашютом 3-5 секунд. За это время гасится горизонтальная скорость и набирается вертикальная (около 35-45 м/с). Часто это называют временем свободного падения, но это не совсем верно.
- Парашютист дёргает за кольцо, раскрывает основной парашют. Маленький стабилизирующим парашют как бы вытягивает его за вершину. См. Схему ниже.
О действиях парашютиста в воздухе я снял короткий двухминутный ролик
Чтобы ответить на вопрос статьи чуть-чуть углубимся в то, что именно происходит при выдергивании кольца.
Кольцо парашюта соединёно тросом с петлёй с механизмом двухконусного замка. См. Фото ниже. При надевании парашюта, он располагается между лопатками за спиной парашютиста.
Место подключения троса кольца к двухконусному замку обозначено цифрой 4. При выдергивании кольца трос поворачивает рабочий диск и две силовые ленты (слева и справа, с нарисованными горизонтальный стрелками) высвобождаются и дают стабилизирующему парашюту вытянуть основной.
Таким образом, главная задача повернуть диск и открыть двуконусный замок. Если не открыть двуконусный замок парашютист будет продолжать снижаться на стабилизирующем парашюте.
К счастью, на парашюте Д-6 предусмотрена установка страхующего прибора. Он так же подключён к двухконусному замку. На рисунке обозначено цифрой 5.
К сожалению, это не панацея.
При отделении от самолёта из прибора вылетает гибкая шпилька и он, подобно будильнику, отсчитывает секунды. Как правило, до 5 и также открывает двуконусный замок. Силовые ленты высвобождаются и стабилизирующий парашют вытягивает основной.
Страхующий прибор является очень надёжной, но лишь дополнительной страхующей системой. Существуют причины по которым он может не сработать.
ДЁРГАТЬ КОЛЬЦО НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Ещё раз про двуконусный замок.
Закрывая при укладке двуконусный замок к нему должны быть подключены двя троса. Один от кольца, второй от страхующего прибора.
К слову, теоретически, закрывая двухконусный замок, можно не подсоединить к нему тросик прибора, тогда раскрыть основной парашют можно будет только кольцом. Прибор отщелкнет, но парашют не раскроет.
Можно подсоединить только тросик страхующего прибора. Тогда вся надежда будет на страхующий прибор и если он не раскроет парашют, то парашютист не сможет раскрыть основной парашют кольцом, как сильно бы его не дёргал.
Ну и наконец самый плохой вариант. Можно закрыть двухконусный замок не подключив ни кольцо, ни прибор. Тогда раскрыть основной парашют в небе не получится в принципе...Никак...
Раскрыть запасной получится.
Все же успркою вас. Люди, которые отвечают за организацию прыжков знают об этом и неоднократно проверяют правильность закрытия двуконусного замка,как минимум, три раза.
Первый раз при закрытии замка при укладке.
Второй раз при завязывании контровочной проверочный нити на замке.
Третий раз на линии стартового осмотра парашютистов, перед отправлением взлёта в самолёт.
Отвечая на вопрос статьи, если не дёрнуть кольцо, с большой, но не стопроцентной вероятностью парашют раскроет страхующий прибор, поэтому дёргать кольцо нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Если остались другие вопросы по парашютам и парашютный прыжкам - пишите.