Одна из причин плохого переключения передач на велосипеде

1,2K прочитали

Причин, по которым передачи на велосипеде могут переключаться плохо - несколько (здесь я пишу только о переключателях, действие которых основано на перекидывании цепи между звёздочками разного размера, приводимые в действие тросиком):

  • переключатели плохо настроены;
  • плохо смазанная (или сильно загрязнённая) цепь и другие элементы трансмиссии;
  • растянутая цепь;
  • кассета, система, ролики выработали ресурс (зубчики звёздочек сильно стёрты или частично обломаны);
  • изношен механизм шифтера (манетки) или переключателя;
  • старые растянутые трансмиссионные тросики (иногда часть «волокон» может быть перетёрта полностью);
  • изношенные рубашки тросиков (из за чего тросик в ней плохо скользит);
  • погнут «петух» (деталь, которой задний переключатель крепится к раме);

Часть из этих причин можно устранить лишь заменой деталей, часть – чисткой, смазкой, настройкой. Но, в любом случае, если наблюдается плохое переключение скоростей – лучше прекратить эксплуатацию велосипеда до выяснения и устранения причины. Ведь езда с проблемами в переключении не только не комфортна, но и приводит к ускоренному износу деталей трансмиссии.

В данной заметке я хочу рассказать ещё об одной причине плохого переключения – ослаблении крепления дуал-контрола к рулю. Естественно, это актуально только для велосипедов, оснащённых «пистолетами» (слэнговое название дуал-контрола) - гравийные велосипеды, туристические велосипеды (туринги), циклокроссы (велосипеды для езды по бездорожью).

При этом, во время езды в верхнем хвате, ослабление крепления чувствуется только, когда оно уже значительное и амплитуда раскачивания дуала составляет пару сантиметров. Но на качество переключения влияет намного меньшая амплитуда колебаний, которая ещё не заметна рукам.

Почему так происходит тоже понятно – ведь устройство шифтера основано на том, что он регулирует степень выпуска тросика таким образом, чтобы он очень точно позиционировал положение лапки переключателя относительно конкретной звёздочки в кассете. А о какой точности может идти речь, когда дуал «гуляет»? Тут я ещё отмечу, что расстояние между звёздочками в 11-ти скоростной кассете – менее 4мм. Соответственно, даже лишние десятые доли миллиметра тросика могут принципиально влиять на качество переключения скоростей.

Поэтому, если ваш велосипед хорошо смазан, всё настроено, компоненты не изношены, но при езде вы чувствуете, что с переключениями скоростей что-то не так: то переключение происходит со слишком громким звуком, то как-то замедленно или, вдруг, цепь сама собой перескочит на соседнюю звезду – не спешите настраивать переклюк в очередной раз, а проверьте нет ли у дуала свободного хода. Для этого одной рукой крепко возьмитесь за руль, а второй - за дуал и попробуйте его отклонить в сторону. Если это получилось – его крепление нужно затянуть. Причём сделать это необходимо как можно скорее – ведь езда с ослабленным креплением дуала может быть опасна!

В первый раз, когда я столкнулся с такой неприятностью на велосипеде, которому было лишь несколько месяцев, я сильно расстроился и уже собирался везти его в фирменную мастерскую, за 40 км, на что ушло бы полдня (а скорее всего больше, т.к. для ремонта они часто оставляют велосипед на ночь). Но, как оказалось, данная проблема не стоит и выеденного яйца, т.к. исправляется элементарно, за несколько минут. И это возможно сделать даже в походных условиях – нужен лишь шестигранник.

Показывать буду на примере дуала Shimano 105 R7000, но думаю, на большинстве аналогичных переключателей всё делается идентично.

Итак, отгибаем резиновый кожух шифтера со стороны руля. Сразу за ним находится головка винта, отвечающая за крепление дуала. В моём случае она под шестигранник на 5мм.

Теперь нужно выровнять дуал по углу наклона и высоте, ориентируясь на второй дуал. После того, как это сделано – плотно затягиваем винт.

Собственно, осталось только отогнуть обратно защитный кожух. На этом устранение неисправности закончено. Впрочем, вероятно, ещё потребуется выполнить донастройку переключателя, т.к. она могла сбиться, если дуал оказался чуть в другом положении.