Найти тему

Виват, СССР: как Макаренко придумал лекарство от провала и почему современным детдомам оно не нужно

Оглавление

Обычно я не берусь судить о том, в чем не разбираюсь. По-моему, нет ничего противнее диванных критиков, желающих напомнить о своем существовании некомпетентным, но "экспертным" мнением. Поэтому я не рассуждаю о политике, о медицине, о философии и других спорных темах.

Не разбираюсь я и в том, о чем сегодня хочу поговорить. Все мои рассуждения будут строиться исключительно на рассказах уважаемых блогеров, чья жизнь касается этого вопроса, и на некоторых произведениях художественной литературы, знакомых и любимых с детства. Тема для меня важна, тяжела, поэтому я буду благодарна вашим мыслям, поправкам, высказанным в корректном и уважительном тоне. Итак...

Воспитание в детских домах

Многие блогеры-приемные родители называют институт детских домов позором на теле России, поскольку ни в одной развитой стране мира нет такой чудовищной организации, уродующей детскую душу. Сироты подвергаются моральному и физическому насилию, имеют задержки в развитии, искаженное восприятие мира, но главное - вырастая, не могут адаптироваться к жизни "вне" и погибают.

Причины эти неравнодушные люди видят в том, что в детских домах целью ставят просто физическое выживание детей здесь и сейчас, а что с ними будет после выпуска - известно лишь Богу, а земных людей не касается. Свое мнение они основывают в том числе на рассказах выросших сирот. Например, блогер Селёдка под шубой несколько лет вела рубрику "Один на один с планетой", в которой собирала истории сирот, счастливые и трагичные, но главное - реальные. И не доверять им у меня оснований нет.

Меня мучает вопрос: неужели ничего нельзя сделать? Конечно, в идеале дети должны не доходить до детского дома, а браться под опеку или усыновляться сразу. Но если уж так случилось, неужели нельзя организовать работу этой организации иначе?

Почему я обо всем этом думаю? Да потому что в 13 лет впервые прочитала книгу, изменившую мой мир, - "Педагогическую поэму" Макаренко.

Зачем сердобольный библиотекарь подсунул мне такое сложное произведение, явно не предназначенное для детских глаз, - это, конечно, вопрос, но я ей безумно благодарна. То, что я учитель, во многом заслуга "Поэмы".

-2

И думается мне, что Макаренко нашел рецепт спасения детских домов ещё в далёком 1920 году, когда начал руководить своей первой колонией - имени Горького, а описал его, напечатав в 1937 году свой главный литературный труд.

Что же это за рецепт и может ли он работать в современных детских домах?

В 1920 году перед Антоном Семеновичем поставили задачу: ликвидировать малолетних преступников - перевоспитать. Его первые колонисты были матёрые воры, хулиганы и даже убийцы, мальчики-мужчины 16-18 лет. И вот такой неподатливый сложный материал нужно было превратить в советских людей. Такого до Макаренко не делал никто! Путь его состоял из проб и ошибок. Некоторые открытия педагога актуальны и сегодняшнему учителю. Вот что я считаю самым ценным в его практике:

1. Правило не вспоминать прошлое, не копаться в нем.

-3

Личные дела воспитанников тщательно изучались, но никогда не обсуждались с детьми. Их никогда не попрекали прошлыми ошибками и не навешивали ярлыков. Жизнь для детей начиналась с чистого листа, и они получали возможность произвести новое, лучшее впечатление. К сожалению, навешиванием ярлыков сейчас грешат не только в детских домах (пресловутые "гены", хотя доказано научно, что никаких генов алкоголизма, наркомании и прочего не существует!), но и в обычных школах (фразы "Да он же двоечник, что с него взять!")

2. Наказание надо заслужить!

Наказание может быть наградой. Звучит немыслимо! В колонии Горького не наказывали воспитанников, этого были достойны только ребята, посвященные в колонисты. Получается, что возможность получить наказание была своеобразным залогом доверия. Человек признавался своим, равным, а своего можно заслуженно наказать. Наказывали там не кнутом, а обязанностью просидеть в кабинете заведующего определенное количество часов. Но это было стыдно.

3. Доверие.

-4

Антон Семёнович не ловил нарушителей, а старался действовать другими методами: внушение, беседы, демонстрация презрения. Самый показательный случай, когда в нищие, голодные 20-е годы Макаренко поручил колонисты Семёну Карабанову, вчерашнему вору-рецидивисту, получить в городе 30 тысяч рублей (бешеные деньги!), для безопасности выдал ему свой револьвер. Бедный Семён был в ужасе, он по-настоящему страдал от этого поручения, а приехав, умолял объяснить, что это значило: "Вы проверяли меня? Думали, украду ли?" А Макаренко спокойно ответил: "В уме ли ты, Семён? Просто ты молодой, сильный парень, ты сможешь защитить деньги, которые так нужны колонии, а я почти старик, вот и вся психология". И я склонна ему верить!

4. Дисциплина.

Система отрядов, в каждом из которых есть командир, отвечающий за все и имеющий право на подчинение. Но он не устраивает "малину" (беспредел), а заботится об отряде, разбирает ссоры, организует жизнь своей маленькой семьи. Командиры участвуют в обсуждении и решении важных вопросов в жизни колонии. Кроме этого, существуют сводные отряды, которые создаются под конкретное дело: строительство свинарника, прополка свеклы, постановка спектакля. В них нет постоянных командиров, они назначаются каждый раз. И командир постоянного отряда может стать обычным подчинённым в сводном. Это давало педагогу возможность избежать дедовщины и выстраивало очень интересные и тесные связи между всеми колонистами.

5. Общий труд.

Практически все, что было в колонии, делалось руками колонистов. Пищу готовила повариха, а вот дежурили в столовой ребята. Делали мебель для школы и спален мальчишки. Всей колонией трудились на огороде и заботились о животных. Во второй части ("Флаги на башнях") воспитанники коммуны построили своими руками настоящий завод по производству "леек" (советских фотоаппаратов) и полностью ушли от государственного финансирования, то есть сами оплачивали все нужды колонии. Выпускаясь во взрослую жизнь, ребята, во-первых, имели рабочую профессию, а во-вторых, понимали, как устроен мир.

6. Индивидуальный подход.

В эпоху коллективизма Макаренко умудрялся "видеть" не массу, а каждого отдельного ребенка и уделять ему время при необходимости. Спустя годы многие выпускники называли его отцом и дедом для своих детей.

7. Самоотверженный труд педагогов.

Каждого сотрудника Макаренко выискивал в коридорах Наробраза, лично беседовал перед назначением. Практически все, кто работал в колонии, считал ее своим домом. Педагоги питались из одного котла с ребятами, вместе с ними трудились и отдыхали. Имея свои семьи, они всё-таки относились к работе не как к источнику дохода, а понимали всю её важность и вкладывали душу.

8. Постоянная цель впереди.

-5

Макаренко сразу понял, что мальчишки как искры: когда они горят, то любое дело в их руках спорится, если же задачи нет, то вылезают старые привычки: азартные игры, алкоголь и прочее. Молодым безбашенным головам нужно преодолевать препятствия. Поэтому, только наладив жизнь в первом доме, Макаренко выбивает полуразрушенное здание в живописном месте и перевозит всю колонию. Через 5 лет жизнь на новом месте становится идеально-скучной, и совет командиров принимает решение взяться за безобразную, разложившуюся колонию Куряж.

Было ли Макаренко легко? Разумеется, нет! Уже тогда находились противники его методов, "защитники детства", приходившие в ужас от детской самостоятельности и труда. Кабинетные работники, ни разу не видевшие отчаянных сиротских глаз, обвиняли педагога в зверских приемах, в антисоветчине и всячески препятствовали работе.

Что мешает перенять этот пример и использовать хоть часть приемов в современных детских домах? Почему так боятся детского труда, мнения и самостоятельности? Почему сирот клеймят разными словамии и ещё в детдоме обрекают на несчастье? У меня нет ответа... А у вас?

Может, так проще и не надо нести ответственность? Не надо думать, а главное, не надо вникать?...

P.S. Я писала о Макаренко так уверенно, как будто лично с ним знакома. Уверяю, это не так (он умер в 1939 году). Все свои выводы я строю исключительно на тексте "Педагогической поэмы". Разумеется, в этом произведении много примет эпохи, много идеологии. Но если отбросить все советское, то останется честная и правдивая история огромного труда по спасению детей. Педагогам рекомендую прочесть обязательно!

Если вы видите ошибки в моих рассуждениях, пожалуйста, укажите на них в комментариях.

Спасибо, что прочитали!