Мне известно чувство, когда люди не слышат того, что стараешься до них донести, не воспринимают сути сказанного — я это ощущал по скучающим взглядам слушателей. Оказалось, причина кроется не столько в качестве и содержании излагаемого материала, сколько в манере его подачи аудитории.
Мои страхи
С ранних лет я боялся выступать перед людьми. В детском саду для меня было серьезным испытанием рассказать стихотворение на утреннике или прочитать вслух текст. Я уже тогда знал буквы и хорошо запоминал стихи, но как только я оказывался в центре внимания группы детей, то декламировал неуверенно, часто сбивался.
В школе я боялся, что вызовут отвечать урок, никогда не поднимал руку. Стоя возле доски, из-за своей стеснительности и неуверенной речи, часто становился объектом насмешек одноклассников.
В институте и после него ничего не изменилось. На работе, несмотря на мои профессиональные успехи, для коллег я был неинтересен. Ситуация усугубилась, когда меня назначили на должность руководителя отдела: еженедельные планерки стали мучением.
Денег не пожалел
Я понял, что со временем могу потерять должность и авторитет, и решил научиться быть оратором. Записался на курсы актерского мастерства. Стоил полный цикл индивидуальных занятий около 100 тыс. рублей, но выбора не было.
После я стал применять знания на практике и заметил, что коллеги начали смотреть на меня с интересом, задавать вопросы.
Формальное зачитывание переросло в конструктивный диалог. Моя речь стала внятной, изменилась интонация, коллектив включался в процесс управления: мы спорили, соглашались, уступали, создавали идеи.
Я выступил на совете директоров, посетил конференцию в Праге, после чего коллеги попросили контакты курсов.
Почему это важно
Руководитель любого уровня должен уметь выслушивать, убеждать, а где нужно — идти на уступки. Для этого необходимо грамотно и доходчиво аргументировать свои требования. Без диалога это невозможно.
Умение говорить пригодится не только во время выступления перед аудиторией, но и при ведении переговоров, интервью. А как здорово оказаться интересным собеседником в большой компании, уметь поддержать любой разговор.
Мои советы
Прежде всего, не читайте речь с бумаги. Это сразу заберет у вас часть слушателей. Проработайте речь, определите круг возможных вопросов.
Умейте оценивать зал. Определите спектр интересов аудитории, степень эрудированности и не загружайте речь терминологией. Склоняйтесь, где возможно, к живому общению.
Когда отвечаете на вопросы, не показывайте замешательства, если в чем-то недостаточно компетентны. Обменяйтесь с оппонентом контактами, и, ознакомившись с сутью проблемы, свяжитесь с ним, назначьте встречу.
А какие у вас были проблемы в управлении коллективом и как вы их преодолели? Пишите в комментариях, разберем ошибки.