Найти тему

Досадный промах, который допустил Андерсен в сказке "Соловей"

В плане известности андерсеновский "Соловей" относится к сказкам второго ряда. Эта история про маленькую серую птичку, которая спасла своим пением умирающего императора, чуть менее на слуху, чем "Русалочка", "Огниво" или "Снежная королева". Но каждый, кто хоть раз открывал сборник сказок великого датчанина, конечно, должен ее помнить.

Сама сказка чудесная, равно как и мораль, которую она содержит. Но мы не будем на этом подробно останавливаться. Обратим внимание на одну ошибку, которую допустил писатель в самом начале. Ее не замечаешь, пока не вырастешь и не узнаешь подробнее про историю Китая.

Итак, помните, с чего начинается сказка? С одной любопытной фразы, обращенной к читателю:

"Ты, верно, знаешь, что в Китае все жители китайцы и сам император китаец".

Ох, и погорячился Ганс Христиан! За последнюю тысячу лет в Китае каких только императоров не было, но китайцев среди них были считанные единицы. Как-то не везло этой стране - регулярно она бывала завоеванной и управлялась иноземцами.

-2

Ко временам Андерсена уже двести лет в Пекине сидели императоры-маньчжуры. И вся власть тоже была в руках у маньчжуров. Самих китайцев маньчжуры презирали настолько, что категорически не желали с ними смешиваться. А чтобы китайцы не пытались выдать себя за маньчжуров, им даже предписывалось носить специальную длинную косичку.

Да, вот эта самая китайская мужская косичка - это был символ покорности. А отрезать ее считалось бунтом против завоевателей. Такое жестоко каралось.

Так что император Поднебесной счел бы страшным оскорблением, если бы его назвали китайцем.

-3

Да и насчет того, что все жители Китая - китайцы, это тоже крупное преувеличение. Про маньчжуров мы уже сказали, но были там и другие народы - по европейском меркам очень солидные. Впрочем, почему были, они есть и сейчас. Уйгуров, например, насчитывается 12 миллионов, чжуанов - 17 миллионов, мяо - 9,5 миллионов. Для сравнения, самих датчан в Дании живет чуть больше пяти миллионов человек.

Конечно, Андерсен упрощал ситуацию. Сказки - это не место для политических выкладок и этнографических разъяснений. Тем не менее, про Австрийскую империю он бы, согласитесь, не сказал даже в сказке, что там живут одни немцы. Близкое и родное всегда видится в деталях, а далекое и чужое сливается в один общий фон.

____________

Хороших вам сказок! Подписывайтесь, читайте, до новых встреч!