Климатолог уверяет — ни то и ни другое
Последствия катастрофических ливней на Южнобережье и в Керченском регионе аукаются по сию пору. Таких природных катаклизмов не помнят даже старожилы, а в последние пару лет полуостров и вовсе страдал от засухи. Что же происходит с климатом и чего ждать в будущем? Об этом и многом другом я поговорила с доцентом кафедры плодоводства Агротехнологической академии КФУ им. В. Вернадского, климатологом Владимиром РЯБОВЫМ.
— Владимир Алиевич, думаю, вы со мной согласитесь, что хотя бы раз в день каждый человек говорит о погоде. Как поясняла героиня фильма «Безымянная звезда», «надо же мне знать, какие платье и туфли надеть». Однако интересуют людей и более серьёзные вопросы, в частности, тенденция к потеплению климата. Поэтому спрошу — что происходит с природой, какие процессы?
— Согласен, начинать надо именно с этого: все сегодняшние катаклизмы на планете связаны с глобальным потеплением. Нельзя сказать, что климат поменялся именно сейчас — это цикличный процесс. К примеру, ХХ век начался с потепления, после чего произошло временное похолодание. В нашем вроде тёплом Крыму в 1953 году случилась зима с сугробами в 3—4 метра и температурой около 35 градусов ниже нуля. Однако в последние 40 лет наметилась устойчивая тенденция к росту среднегодовых температур. Только в республике — на два градуса.
Вот конкретный пример. В 80-е годы средний показатель в центральной части полуострова составлял 10,5 градуса, а сейчас — больше 12. Причём температура зимы растёт быстрее летней. Почему так происходит? Однозначно ответить нельзя: причина в нескольких факторах — и природных процессах, и хозяйственной деятельности человека. Промышленные предприятия и транспортные средства выбрасывают в атмосферу огромное количество веществ, загрязняющих окружающую среду. Как следствие, природа «отвечает» парниковым эффектом, что приводит к катаклизмам типа июньских ливней в Крыму.
— Значит, в них «виновата» тёплая зима?
— По большей части, да! Среднемесячный показатель января—февраля за 40 лет оказался выше на целых три градуса. Это привело к так называемому эффекту неустойчивости атмосферы. И если в прошлые годы потепление вызывало засуху, то нынешним июнем обрушилось потоком осадков.
— Можно ли повлиять на процессы, как, к примеру, это предлагает модное движение «Zero waste» («Ноль отходов»), приверженцы которого советуют отказаться от одноразовой посуды и сократить объём мусора?
— Нет, это относится к экологии и на климат повлиять не может. В данном аспекте надо говорить о сокращении вредных выбросов в атмосферу, чем, собственно, и занимается международное сообщество. В 2015 году в Париже на уровне глав государств принято решение о сокращении выбросов до 2050 года примерно в 2 раза по сравнению с 1996-м. Другое дело, что где-то оно выполняется (в России — беспрекословно), а где-то не очень — по причине отсутствия жёсткого контроля со стороны соответствующих организаций. Если за 30 лет не изменить ситуацию, то глобальное потепление станет необратимым.
— Куда делись противоградовые установки, которые могли «разбивать» облака? Прежде они часто использовались в сельском хозяйстве.
— К сожалению, во времена Украины противоградовая служба была на корню уничтожена, поэтому наша задача — возродить её, тем более что в России она успешно функционирует во благо сельскому хозяйству.
— Как вы считаете, Крым в ближайшие годы зальёт или засушит?
— Думаю, ни то и ни другое. Ливни, которые нанесли столько ущерба республике, не будут постоянными. Ведь на них в большой степени повлияли местные условия: в мае—июне сформировались необычные для этого времени года соотношения температур воздуха и моря. Вода не прогрелась даже к первой декаде июня, а температуры воздушных масс, которые приходили с азиатских и среднеземноморских регионов, достигали 30 градусов. Именно это и создало «серьёзные» кучевые облака, которые не преминули вылиться мощным потоком. То же самое недавно произошло в Москве, где изнуряющая жара сменилась сильными ливнями. Но эти процессы не совсем типичны как для Крыма, так и для средней полосы России.
А июньские катаклизмы в таких масштабах вряд ли повторятся в ближайшем будущем. Море уже достаточно прогрелось. Так что погодных сюрпризов можно не бояться, по крайней мере, пока.
Светлана КИРЬЯНОВА
Фото В. ГУСЕВА и А. ОЛЕЙНИКА