Выкладываю реальный вариант ОГЭ по химии. Реальный КИМ ОГЭ по химии 2021 с ответами и решениями. С 2021 формат ОГЭ по химии не менялся, поэтому в 2023 будет похожий экзамен.
Вариант 1
Часть 1
Ответами к заданиям 1–17 являются цифра или последовательность цифр (чисел). Ответы сначала укажите в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
1. Выберите два утверждения, в которых говорится о хлоре как о простом веществе:
1) Хлор при нормальных условиях — ядовитый газ желтовато-зелёного цвета
2) Самые большие запасы хлора содержатся в воде морей и океанов.
3) Газообразный хлор относительно легко сжижается.
4) Мышечная ткань человека содержит 0,20 — 0,52% хлора.
5) Ежедневно с пищей человек получает 3 — 6 г хлора
Запишите номера выбранных ответов.
2. На рисунке изображена модель строения ядра атома некоторого химического элемента
Запишите в таблицу номер группы (Х), в которой данный химический элемент расположен в Периодической системе Д.И. Менделеева, и общее число электронов (Y) в атоме данного элемента. (Для записи ответа используйте арабские цифры.)
3. Расположите химические элементы
1) фосфор 2) кремний З) хлор
в порядке увеличения их атомного радиуса.
Запишите указанные номера элементов в соответствующем порядке.
4. Установите соответствие между формулой вещества и степенью окисления серы в данном веществе: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
5. Из предложенного перечня выберите два вещества с ионной связью
Запишите номера выбранных ответов.
6. Из предложенного перечня выберите два утверждения, верные для характеристики как фосфора, так и азота.
1) Химический элемент образует высший оксид состава Э₂О₃
2) Относится к неметаллам.
3) На внешнем энергетическом уровне атома содержится пять электронов.
4) Химический элемент расположен в 5 периоде.
5) Соответствующее простое вещество при обычных условиях газообразно.
7. Из предложенного перечня веществ выберите оснóвный оксид и основание
Запишите в поле ответа сначала номер оснóвного оксида, а затем номер основания.
8. Какие два из перечисленных веществ вступают в реакцию с оксидом кремния?
Запишите номера выбранных ответов.
9. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктом(-ами) их взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой,
Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.
10. Установите соответствие между веществом и реагентами, с каждым из которых оно может вступать в реакцию: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.
11. Из предложенного перечня выберите схемы двух реакций, которые относятся к реакциям разложения
Запишите номера выбранных ответов.
12. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
13. Из предложенного перечня выберите два вещества, при полной диссоциации 1 моль которых образуется 3 моль ионов?
1) карбонат натрия
2) нитрат калия
3) гидроксид лития
4) хлорид магния
5) сульфат алюминия
Запишите номера выбранных ответов.
14. Выберите два исходных вещества, взаимодействию которых соответствует сокращенное ионное уравнение реакции
Запишите номера выбранных ответов.
15. Установите соответствие между схемой процесса, происходящего в окислительно-восстановительной реакции, и названием этого процесса: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую
позицию, обозначенную цифрой.
Запишите в поле ответа выбранные цифры в нужной последовательности.
16. Из перечисленных суждений о чистых веществах, смесях и методах их разделения выберите верное(-ые) суждение.
1) Смесь воды и порошка мела можно разделить фильтрованием.
2) Раствор аммиачной селитры в воде является однородной смесью.
3) Смесь воды и медного купороса можно разделить с помощью делительной воронки.
4) Перманганат калия является чистым веществом.
Запишите в поле ответа номер(а) верного(-ых) суждения(-).
17. Установите соответствие между двумя веществами, взятыми в виде раствора, и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответом к заданиям 18, 19 является целое число или конечная десятичная дробь. Ответы сначала укажите в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин в бланке ответа указывать не нужно.Задания 18 и 19 выполняются с использованием следующего текста.
Стекло - один из самых древних материалов. Исследованием стекла и способами изготовления различных видов стекла занимался Михаил Васильевич Ломоносов. Им был предложен метод получения стекла, который заключался в плавлении кварцевого песка, соды (карбоната натрия) и известняка (карбоната кальция). В результате получилось вещество состава Na2CaSi6O14, которое можно представить как соединение оксидов Na2O·CaO·6SiO2.
18. Вычислите массовую долю (в процентах) кремния в стекле указанного состава. Запишите число с точностью до целых.
19. Вычислите массу (в килограммах) стекла, в которой содержится 140 кг кремния. Запишите число с точностью до целых.
Часть 2
Для ответов на задания 20–22 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 или 22), а затем развёрнутый ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
20. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой
Cl₂ + I₂ + H₂O → HIO₃ + HCl
Определите окислитель и восстановитель.
21. Дана схема превращений:
Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для второго превращения составьте сокращенное ионное уравнение реакции.
22. Через раствор серной кислоты пропустили 0,224 л аммиака. Образовалось 13,2 г раствора сульфата аммония. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.
В ответе запишите уравнение реакции, о которой идёт речь в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).
Практическая часть
Прочитайте текст и выполните задания 23 и 24. Для ответа на задание 23 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (23), а затем развёрнутый ответ к нему. Ответ записывайте чётко и разборчиво. Задание 24 выполняйте только под наблюдением экспертов. При выполнении задания 24 или сразу после выполнения можно делать записи в черновике, после чего вернуться к выполнению письменной части экзаменационной работы до момента окончания экзамена.
Дан раствор хлорида алюминия, а также набор следующих реактивов: растворы аммиака, серной кислоты, гидроксида натрия, хлорида магния, нитрата серебра.
23. Запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства хлорида алюминия, и укажите признаки их протекания. Используйте только вещества из приведенного выше перечня.
Ознакомьтесь с инструкцией по выполнению задания 24, прилагаемой к заданиям КИМ.
Сообщите организатору в аудитории о своей готовности приступить к выполнению задания 24.
Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента.
24. Проведите химические реакции между хлоридом алюминия и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции
к заданию. Проверьте, правильно ли указаны в ответе на задание 23 признаки протекания реакций. При необходимости дополните ответ или скорректируйте его.
Инструкция по выполнению задания 24
Внимание: в случае ухудшения самочувствия перед началом опытов или во время их выполнения обязательно сообщите об этом организатору в аудитории.
1. Вы приступаете к выполнению задания 24. Для этого получите лоток с лабораторным оборудованием и реактивами у специалиста по обеспечению лабораторных работ в аудитории.
2. Прочтите ещё раз перечень веществ, приведённый в тексте к заданиям 23 и 24, и убедитесь (по формулам на этикетках) в том, что на выданном лотке находится пять указанных в перечне реактивов. При обнаружении
несоответствия набора веществ на лотке перечню веществ в условии задания сообщите об этом организатору в аудитории.
3. Перед началом выполнения эксперимента осмотрите ёмкости с реактивами и продумайте способ работы с ними. При этом обратите внимание на рекомендации, которым Вы должны следовать.
3.1 В склянке находится пипетка. Это означает, что отбор жидкости и переливание её в пробирку для проведения реакции необходимо проводить только с помощью пипетки. Для проведения опытов отбирают 7–10 капель реактива.
3.2 Пипетка в склянке с жидкостью отсутствует. В этом случае переливание раствора осуществляют через край склянки, которую располагают так, чтобы при её наклоне этикетка оказалась сверху («этикетку – в ладонь!»). Склянку медленно наклоняют над пробиркой, пока нужный объём раствора не перельётся в неё. Объём
перелитого раствора должен составлять 1–2 мл (1–2 см по высоте пробирки).
3.3 Для проведения опыта требуется порошкообразное (сыпучее) вещество. Отбор порошкообразного вещества из ёмкости осуществляют только с помощью ложечки или шпателя.
3.4 При отборе исходного реактива взят его излишек. Возврат излишка реактива в исходную ёмкость категорически запрещён. Его помещают в отдельную, резервную пробирку.
3.5 Сосуд с исходным реактивом (жидкостью или порошком) обязательно закрывается крышкой (пробкой) от этой же ёмкости.
3.6 При растворении в воде порошкообразного вещества или при перемешивании реактивов следует слегка ударять пальцем по дну пробирки.
3.7 Для определения запаха вещества следует взмахом руки над горлышком сосуда направлять на себя пары этого вещества.
3.8 Если реактив попал на рабочий стол, кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалисту по обеспечению лабораторных работ в аудитории.
4. Вы готовы к выполнению эксперимента. Поднимите руку и попросите организатора в аудитории пригласить экспертов для оценивания проводимого Вами эксперимента.
5. Начинайте выполнять опыт. После проведения каждой реакции или обоих опытов записывайте в черновик свои наблюдения за изменениями, происходящими с веществами.
6. Вы завершили эксперимент. Проверьте, соответствуют ли результаты опытов записям решения задания 23. При необходимости скорректируйте ответ на задание 23, используя записи в черновике, которые сделаны при выполнении задания 24.
Ответы:
1. 13
2. 13
3. 312
4. 413
5. 24
6. 23
7. 53
8. 24
9. 314
10. 143
11. 24
12. 421
13. 14
14. 34
15. 122
16. 124
17. 121
18. 35
19. 398
20.
21.
22.
23.