Премьера рок-оперы «Юнона и Авось» состоялась в июле 1981 года в Ленкоме – Театре Ленинского комсомола. Главную роль графа Резанова сыграл Николай Караченцов. И продолжал исполнять эту роль в течение двадцати четырех лет. Менялись его партнерши по сцене, и только Караченцов, с его невероятной харизмой, с его горящими глазами и эмоциями на острие надрыва оставался на сцене бессменно, став талисманом спектакля.
Кто же были они, женщины, исполнившие роль Кончиты? И как складывались отношения Николая Караченцова с каждой из них? Ведь для актера, уже погрузившегося в особенности своей роли, оттачивавшего ее показ за показом, репетиция за репетицией, всегда нелегко принимать рядом с собой на сцене нового, неопытного пока человека. Тем более, что каждое новое лицо, каждый новый характер – это и новый нюанс в образе героя, к нему нужно приспосабливаться, изучать его, привыкать и изменять себя под новую реальность.
Любой спектакль – это не застывшая данность, это живущий и дышащий организм, развивающийся вместе с актером и проживающий каждую новую жизнь вместе со зрителем.
Елена Шанина
Первой исполнительницей роли Кончиты была Елена Шанина – обаятельная, невероятно нежная и еще совсем-совсем неопытная, почти начинающая актриса. Она рассказывала, что поначалу испугалась Караченцова: он схватил ее в охапку со своим фирменным «Девонька!», но Захаров успокоил Елену: «Не волнуйтесь, он с виду страшный! На самом деле, все будет хорошо!».
Шанина смеется: «Он таскал меня на плече», а как-то не рассчитал силы, раскрутил актрису и ударил головой о каменный портал. После этого случая у Елены Шаниной остался даже шрам, она в шутку называет себя «пиратом».
«Это были десять лет счастья. Мы были первыми. Мы были влюблены в этот спектакль. И прекрасно, что это было. И прекрасно, что мы можем это вспоминать» - делилась Елена Шанина своими чувствами о той поре, когда играла в спектакле вместе с Николаем Караченцовым.
Анна Большова
Для Анны Большовой вдруг оказаться на сцене в декорациях «Юноны и Авось» было сродни чуду: до этого момента она смотрела только видеозаписи того, как играли Караченцов и Шанина.
«И вдруг я стою на сцене и держу за руку Николая Петровича» - делится актриса и называет воспоминания о своем дебюте одними из самых ценных воспоминаний своей жизни.
Как и каждая из актрис, которая выходила на сцену в роли Кончиты вместе с Николаем Караченцовым, Анна Большова говорит о чувстве светлой влюбленности в своего партнера. И даже больше – о чувстве глубокой благодарности:
«Удивительно чуткий, удивительно тонкий, удивительно деликатный и очень нежный партнер. С ним можно пускаться в такое сложное плавание, потому что он очень щедро делится своей энергией на сцене…».
Алена Хмельницкая
Алена Хмельницкая отзывается о Николае Караченцове с благоговением и говорит, что жизнь ее после того, как на сцене Ленкома была впервые поставлена «Юнона и Авось», разделилась на «до» и «после». Поскольку мама Алены была ассистентом хореографа при подготовке к премьере, десятилетняя Алена была допущена в святая святых – за кулисы рок-оперы. Не удивительно, что ее будущий партнер по роли был для нее почти божеством.
Алла Юганова
Совсем молодой актрисе Алле Югановой невероятно повезло оказаться в труппе Ленкома сразу по окончании Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина. О «Юноне и Авось» она и мечтать-то не смела – даже самую маленькую роль держателя свечки заполучить было бы невероятным везением. Сыграть роль в паре с Караченцовым актрисе уже не посчастливилось, она играла Кончиту в паре с Дмитрием Певцовым и Виктором Раковым, но весь этот спектакль, даже когда на сцене в главной роли был кто-то другой, был напитан атмосферой таланта Караченцова, будто он задавал планку, будто он навсегда вписал в театральные подмостки свое творческое завещание.
Но зато Алле повезло невероятно, ведь ее взяла под свое покровительство первая исполнительница роли Елена Шанина:
«Елена Юрьевна Шанина меня эмоционально очень поддерживала. Мне казалось, что я могу не справиться, роль очень ответственная, что надо быть красивой и хорошо петь. На это Елена Юрьевна мне говорила, что ничего специально делать не надо, надо просто быть собой и быть искренней».
Работать с Караченцовым на сцене «Юноны и Авось» было счастьем для всех: свет его мощного таланта покровительствовал, вдохновлял, учил.
Недаром когда-то Александр Иванов написал замечательную эпиграмму на Николая Петровича:
«Себя, пожалуй, надо Коле
Показывать в актерской школе
И длить урок как можно дольше:
Умеет все. И даже больше».
********************
Специально для для журнала Calend.ru - Марина Опарина
Календарный повод для статьи: 9 июля 2021 года первой российской рок опере, легендарной Ленкомовской «Юноне и Авось» - сорок лет!
Читайте также: