Азатуи - это свобода, женский вариант мужского имени Азат. Свобода - так решили назвать свою девочку родители.
Папа был русский, а мама армянка. Родня мамы была против их брака, слишком мало прожили соседи на этой земле. Тридцать лет не считается. Тридцать лет - это капля в море. Ну и что, что они приехали строить социализм и оказывать братскую помощь. Вот и уехали родители Азатуи на родину отца.
Девочка родилась глухой, но родители очень её любили, воспитывали, как будто она слышала. Мама работала участковым врачом в маленьком городке Н., и к ней часто прибегали домой за помощью, советом. Папа был инженером на заводе.
Время шло, Азатуи в школе стала Аза, так проще было всем, да и коротко. После школы Аза уехала в Ленинград учиться по части культуры. В ЛВЦ - Ленинградский восстановительный центр. А там по окончании приехала в областной центр, чтоб недалеко от своих родителей.
Кареглазая девушка со смуглой кожей, пышной шевелюрой, стройная миниатюрная - у неё не было отбоя от поклонников. Весёлая, задорная, живая, Аза не могла никого оставить равнодушным.
И вот она вышла замуж за Степана. За Степана, которого никто не видел и не слышал, настолько он был неприметным и скромным.
Как Аза потом рассказывала, он единственный из всей толпы поклонников не притязал на её честь и свободу, и ещё к тому же оказался рукастым и трудолюбивым. И Аза не прогадала. Так, как Степан её любил, никто не смог бы.
Аза активно вела общественную работу, активно проводила культмассовые мероприятия, активно ездила по области по первичным ячейкам.
Аза была везде кроме дома. Дома были только Степан и их маленькая дочурка Викуся, которые ждали маму всегда, в любой момент и знали, что мама у них очень занятой человек и она везде и всем нужна, не только им.
Пока не приехал Витя. Из Гомеля. Они встретились на репетиции. И Аза пропала. Витя тоже. Вначале они скрывали свои чувства как могли.
Как банально, да? Знакомая история, да?
Но Аза устала притворяться, что не видит Витю в упор и всем объявила, что берет шефство над молодым и подающим надежды артистом в их театральном кружке.
Что Аза любит Витю крепко и бесповоротно, Степан узнал от нее самой. Все затаились, ждали синяков на лице Азы, громкого развода.
А в ответ была тишина (с).
Жизнь продолжалась, как и прежде. Никаких сотрясений, скандалов тебе, ни-че-го! Только Аза с Витей были вместе везде и всюду. Степан же осунулся, почернел, но продолжал ждать свою Азу со своей доченькой.
С годами Витя как-то пробовал создавать семью, но стоило ему начать встречаться, как подозрительно скоро все эти девушки исчезали из поля зрения, а Аза его утешала и приговаривала: - Вот видишь? Никто так не любит тебя, как я!
Еще прошло сколько-то лет.
На швейную фабрику пришла одна молодая разведёнка, ушла от пьющего мужа, с маленьким сыном на руках.
Рита была такая же миниатюрная как Аза, кареглазая, но тихая и домашняя, вся такая уютная и тёплая.
Аза её заприметила и зачастила на фабрику в лабораторию, а потом вызвала Риту на секретный разговор.
Рита удивилась, но пошла на этот непонятный секрет.
Разговор шёл тяжело, Рита только-только начинала учить жесты, по губам не умела читать, слух потеряла частично, а Аза жестикулировала рьяно, через край.
Худо - бедно они начали привыкать друг к другу и стали лучше понимать.
И вот Аза сказала Рите, что есть один парень, почти ровесник Рите, Витя его зовут, одинокий, очень хороший, добрый; и Аза хочет познакомить Риту с ним. Ей кажется, что они великолепной парой будут. Сказать, что Рита опешила, ничего не сказать.
Рита вскочила и негодующе сказала: - Извините, свою личную жизнь я сама устраиваю.
Аза пошла к Тане, поговорила с ней, попросила помочь организовать встречу Вити с Ритой. Таня была председателем профсоюза и ей Рита нравилась, она часто с ней беседовала просто так за жизнь. Но Таня слышала и про любовь Азы к Вите и прямо спросила:
- А ты ревновать не будешь? Ты на самом деле отпускаешь Витю? А то и Рита, глядишь, исчезнет с твоего горизонта...
Аза промолчала, а потом вскинула голову и сказала, что у неё выбора особого нет, что её уже достала сестра Вити с требованиями отстать от её брата, что она, Аза-то, слишком стара для Вити, на целых 18 лет и детей рожать она не собирается, так зачем же тогда она, замужняя, морочит голову её холостому брату?!
Таня вздохнула так тяжело, ой как бы беды не было...Но рассудила помочь молодым.
На удивление всем Рита и Витя быстро сошлись, нашли общий язык. Даже сынишка Ритин потянулся к дяде Вите.
Вокруг вздохнули с облегчением, наконец ведьма даст Витюше жить своей жизнью и семьей. Да и Степан, казалось, воспрял духом.
Прошло полгода. Аза зачастила в лабораторию к Рите. Сядет так напротив неё и смотрит тяжёлым взглядом. Пока ее не толкнут: « Аза, что ты тут делаешь? Ты мешаешь работать Рите! Иди на своё рабочее место!»
Рита осунулась, боялась Азы, но сидела до конца и шила.
А потом плакалась Тане, что прекратила эти чаепития с Витей, так как до жути боится эту страшную Азу, даже по ночам ей стал сниться этот сверлящий взгляд.
А потом Аза попала в больницу. На нервной почве вроде как или с сердцем что.
Много времени спустя узнали, что в ту ночь ей стало плохо и она стала звать Витю.
- Стёпа, Степанчик, дорогой мой! Прошу, позови Витю, я умираю, я не могу без него. Мне плохо без него. Прости меня, Стёпушка, дай мне хоть проститься с ним! На коленях умоляю тебя! Стёпа!!!
Чего это стоило Степану, знали только двое - он и Аза.
Витя просил прощения у Степана, плакал, кричал, что его жена не отпускает его, что из-за неё он, Витя, не может найти себе жену, что он устал от такой любви.
Степан же молчал, и только желваки на скулах заходили.
- Ну ударь ты хоть меня, Стёпа! - кричал Витя. - Не молчи! И так хреново! Я Риту потерял из-за твоей жены
- Пошли... Жена моя ждёт тебя. - резко оборвал Степан любовника жены.
Витя пришел со Степаном к Азе в дом и остался у кровати на всю ночь. О чём они проговорили, знали только они двое.
И только Викуся слышала, как кричала её мама за дверью, громко рыдала, а потом всё стихло и послышались вздохи, стоны да скрип кровати.
После той ночи Витя перестал ходить к Рите.
Азу спустя месяц с тех событий выписали из больницы.
Рита уволилась.
Витя стал затворником.