Найти в Дзене
Православный

Как преодолеть зависть? | Протоиерей Андрей Ткачев

Андрей Ткачев - священнослужитель Русской православной церкви, митрофорный протоиерей, клирик храма святителя Василия Великого, Патриаршего подворья в селе Зайцево Одинцовского района Московской области, проповедник и миссионер, телеведущий.
Андрей Ткачев - священнослужитель Русской православной церкви, митрофорный протоиерей, клирик храма святителя Василия Великого, Патриаршего подворья в селе Зайцево Одинцовского района Московской области, проповедник и миссионер, телеведущий.

Преодолеть ее тяжело, как и любую страсть.

Есть страсти более-менее телесно проявляемые, например, курение. Трудно бросить человеку, который пристрастился. А зависть не материальна, что тут бросишь? Но тем не менее, надо бросить.

Поэтому, если вы заклеймите страсть зависти как грех, тогда вы, чувствуя приступы этой самой зависти, будете мучаться и гореть на медленном огне действия этой страсти. И будете сопротивляться ей. У вас будет борьба. Это неизбежно длинный период борьбы.

Вы может быть даже распознаете, что многие ваши побочные страсти движутся именно из-за зависти, например раздражительность.

Вот вы видите кого-то успешного и ваше сердце уязвляется завистью, а потом вы, нося в себе эту печаль о чужом счастье, взяли и наорали на подчиненного или на ребенке зло сорвали. А потом думаете "А что это я?". А вот то это, из-за той зависти, ты эту злую энергию выбрасываешь на какого-нибудь невинного человека.

Или "Че это я такая грустная?". Да просто увидала, например, чужую семью и позавидовала.

Если суметь научиться отматывать все эти вещи, то окажется, что очень многие наши душевные состояния как раз мотивируются какой-то глубинной страстью, которая в нас сидит.

Если вы это будете видеть, вы будете понимать, что это корень ваших несчастий, это корень ваших неприятностей. И будете бороться с этим.

Знаете, есть такое святоотеческое выражение "Одно дело иметь страсть, а другое дело действовать по страсти".

Вот если человек свою страсть не понимает, признает ее за что-нибудь хорошее или допустимое, то он действует по страсти, не сдерживая себя.

Например страсть гнева. Какой-нибудь псих, если чуть-что не по его, сразу все ломает, кричит, ругается.

А другой, такой же псих, но он себя сдерживает. Он понимает, что это не хорошо и он душит в себе эту страсть и не дает ей выхода. Это мука, это борьба, но он себя сдерживает.

Так же и с завистью. Так же и с блудом, например. Вот тянет человека на какую-нибудь пакость, на соленую пакость, но он себя держит. Эта борьба может долго длиться, она может иметь какие-то прорывы когда враг победил. Но тем не менее ты опять борешься.

Так вот, зная про то, что у вас этот грех есть, вы должны знать, что страсть есть, но действовать по ней я не буду. Не буду срывать свою злость на ком-то. Не буду омрачать свое лицо видя чужой успех. Не буду злорадствовать над человеком, которому я завидовал, а потом он попал в беду.

От этого всего нужно себя избавлять и вести борьбу с собой.

Большинство людей, к сожалению, считает, что жизнь целиком зависит от изменения снаружи. Что нужно, например, придумать хорошие законы. Нужно, конечно. Но люди думают, что именно это и есть благо. Что нужно все придумать, расположить нашу жизнь законодательно, финансово, инфраструктурно, информационно.

А то, что внутри у человека какая-то конюшня, в которой эскадрон переночевал, что у него в сердце просто клоака, об этом думают далеко не все.

И даже когда людям говоришь об этом, они отвечают зачем вы лезете в эти высокие сферы, нужно сначала здесь навести порядок, а там какая разница.

А наш сегодняшний вопрос напрямую касается именно качества жизни. Потому что завистливый человек не будет счастлив.

Во-первых, это будет такая гнида с которой в разведку не пойдешь, потому что он сдаст тебя на первом повороте, опять таки из зависти. Ну и вообще, сам человек становится несчастным от своих грехов.

Поэтому идентифицируйте эту вещь как грех и боритесь с ним. И запаситесь терпением на долгую борьбу.

Например, вы кому-то завидуете и желаете ему зла именно из зависти. А вы себя заставляйте делать противоположное, например говорить хорошее об этом человеке, не радоваться его неудачам, приветливо ему улыбнуться, желать ему всякого блага.

То есть, нужно действовать против страсти. Страсть требует вот этого, а вы действуете против.

И так нужно действовать всегда и везде. Во всех схватках с нашими внутренними слабостями и гадостями.

Гордость, зависть, лживость, разврат, это все внутренние болезни.

Поэтому, дай Бог помощи и чем больше людей будет заниматься подобными занятиями, тем легче будет дышать на свете!

Благомудрие святых отцов

-2

Любви и Мира, Братья и Сестры!

Храни Вас Господь!

Подписывайтесь на канал, чтобы увидеть больше!