Межпрофессиональный комитет шампанских вин — объединение, защищающее интересы производителей шампанского, 5 июля заявило о том, что «скандализировано» новым законом. «Хотя вина Шампани и сохранили эксклюзивное право использовать в России название «Champagne» латинскими буквами на главной этикетке, новый закон обязывает их отказаться от обозначения на русском — «шампанское», — и вместо этого писать «игристое вино» на задней этикетке. При этом только российские шипучие вина отныне могут называться «шампанским», — возмутился Комитет.
Сопредседатели CIVC, заявили, что решение является тем более скандальным, что французские производители берегут «имя Шампанское», «наше общее наследие» (общее — для производителей из винодельческого региона Шампань) «как зеницу ока». «Новые правила не гарантируют российским потребителям ясной и прозрачной информации», — уверены в Комитете.
Впрочем, может российским потребителям большинству российских потребителей вообще все равно? «Советское шипучее, чей способ производства был изобретен в 20-е годы (прошлого века) не имеет ничего общего с шампанским (ни по способу, ни по срокам производства), но хорошо потребляется в России — около двух литров в год на человека, тогда как (настоящее французское) шампанское — около 17 миллилитров «Имя «Шампанское» защищено более чем в 120 странах», — подчеркнули руководители CIVC и «выразили сожаление» тем фактом, что новый закон фактически перечеркнул «более чем 20-летние франко-российские переговорные усилия» по вопросу географического наименования вин. Согласно этим договоренностям, все должно было быть наоборот: с 2022 года российские производители должны были отказаться от названия «шампанское».
На фоне сюрприза CIVC призвал «французскую и европейскую дипломатию» помочь в деле изменения «неприемлемого российского закона». Кроме того, Комитет призвал «всех шампанских производителей» приостановить в Россию любые поставки champagne — «до нового распоряжения».
Что касается призывов к «дипломатическим усилиям», то французские производители знают, о чем говорят: отдельные СМИ во Франции уже сравнили закон, подписанный Путиным со шпротными и помидорными «войнами», которые Кремль периодически ведет с разными государствами, в той или иной степени разочаровавшими российское руководство.
Утром 5 июля об этой Первой шампанской войне высказался пресс-секретарь Кремля. Песков напомнил о «динамичном развитии отечественного виноделия» и заявил, что закон надо выполнять. «Эта отрасль хорошо развивается. И конечно, она должна и будет всячески поддерживаться», — заверил пресс-секретарь. Теперь пусть французские дипломаты побегают по коридорам на Смоленской площади?
Пусть побегают. Ну, или не станут бегать. В Кремле от этого вряд ли кому-то станет хуже: во-первых, некоторые друзья В.В. Путина, говорят, активно занимаются виноделием, а во-вторых, ведь и в угодьях знаменитого «апарт-отеля» в Геленджике есть виноградники и винодельня.
«Этими поправками российские власти, несомненно, хотят продвинуть местных производителей игристых вин. Флагманский бренд региона, крымское вино «Новый Свет», принадлежит другу президента России Юрию Ковальчуку. Увлечённый виноделием, Владимир Путин ранее уже поднял акции другого гиганта рынка, Абрау-Дюрсо, заявив в январе, что вполне может поработать в этой компании по завершении своей политической карьеры».
О том, насколько старательно французы будут бегать, пока не ясно, но известно, что российский рынок для производителей шампанского из Шампани — только 15-й по значимости
Конечно, богатые россияне — важные потребители премиального французского champagne, но они от нового закона пострадают мало.Чтобы дальше потреблять свое любимое шампанское, российские олигархи должны будут, вероятно, ездить за ним прямо во Францию. Что не сильно изменит их привычный образ жизни: Лазурный берег — одно из их любимых направлений в летнее время.
И все-таки даже относительно скромные свои заработки на российском рынке шампанского французы не намерены терять без боя.
Франк Риестер, французский министр по вопросам внешней торговли уже высказал позицию МИДа Франции: «Мы внимательно следим последствиями нового российского закона о виноделии, в тесной связи с профессионалами и нашими партнерами в Евросоюзе. Нет никаких сомнений: мы будем безоговорочно поддерживать наших производителей и наше превосходство. Да здравствует французское шампанское!»
«Путин начал войну пузырьков», — заголовок газеты L’Est Eclair, характеризующий масштабы и особенности предстоящего дипломатического сражения.
По материалам российской и зарубежной прессы.