Найти тему
Истории Алексея Боярского

Чем современные стендап-комики отличаются от прежних сатириков

Оглавление

И почему стендаперы не считают себя продолжателями Жванецкого, Задорного или Райкина

Потребность в оглушительных шоу с дискотекой у завсегдатаев ночных клубов постепенно сменилась на желание поговорить. Точнее, послушать. О себе. Сегодня с байками, которые раньше рассказывали лишь друзьям за кружкой пива, теперь можно выступить у микрофона в ресторане. А если повезёт, то и начать на этом зарабатывать. Почему любимый на Западе жанр стендап-комедии набирает популярность в России именно сейчас, разбирался корреспондент RT

От пафоса до фарса

Московский Stand Up Club #1 расположился в «Метелице» на Новом Арбате. Да, да, в некогда самом пафосном ресторане страны. Здесь давали концерты почти все звезды первой величины от Сергея Пенкина до Димы Билана. Не какой-нибудь подвал или хипстерский лофт в промзоне, а два этажа огромных залов самой «Метелицы». Одного этого факта достаточно, чтоб отнестись к стендапу со всей серьезностью. С другой стороны, это наглядно характеризует и произошедшие за 20 лет изменения клубной индустрии.

«Клуб-ресторан делает деньги на кухне и баре, а артисты нужны просто для привлечения гостей. От того, кто у тебя сегодня вечером выступает, будет зависеть публика - её аппетит и платежеспособность, - объясняет в интервью RT Григорий Айрапетян, бывший совладелец и управляющий клуба «Швайн». – В 1990-2000-х клубная жизнь заметно отличалась от сегодняшней. Изголодавшийся по празднику народ требовал громкие яркие вечеринки. В рестораны тогда приглашали, в основном, музыкантов, звёзд. Плюс, интернета не было. А в клубе на кумира можно посмотреть вживую, и даже вблизи. Но постепенно это всё сошло на нет. Обожание звёзд сместилось в Instagram – на них уже не соберешь кассу, которой хватит и на гонорар артистов, и на прибыль хозяину клуба. И в целом народ куда реже стал ходить по клубам. Вечеринки стали тише, камернее. Меньше музыки, больше поговорить. И в этих новых реалиях раскрученный КВН, телевизионными проектами формат стендапа пришелся очень вовремя: этакое соотношение стоимости артистов-комиков, наполняемости зала и среднего чека».

По словам Ольги Волостной, отвечавшей за привлечение гостей в новый московский ресторан, она с первого же дня сделала ставку на стендап-комиков. «Ресторан открылся в осенью 2020 года и мы сразу заключили договор с агентством, которое подбирало артистов, - рассказала Ольга Волостная. - За мероприятие 1-1,5 часа, в котором участвуют несколько комиков, мы платили агентству 40 тыс. руб. Если проплачивали сразу серию мероприятий, то ещё дешевле. Вход делали бесплатный при условии минимального заказа на гостя в 1 тыс. руб. Зал заполнялся. На стендап приходила публика 20-35 лет, которая давала средний чек около 1,5 тыс. руб. Получалось выгодно».

Без цензуры

«Как вы относитесь к мату? Похлопайте те, кто отрицательно. М-да… Ничего не могу поделать. Сегодня будет (непечатное междометие) много мата!», - анонсирует Ян Карпунькин, ведущий вечера стендапа в новосибирском клубе «Бродячая собака».

Все клубные стендап-шоу маркируются 18+. И причина не только в мате. Который употребляется, действительно, довольно свободно, но вовсе не является неотъемлемой частью формата. В стендапе комики разговаривают со зрителем как с хорошим знакомым в теплой компании за кружкой пива, когда никто не стесняется называть вещи своими именами. Часто обсуждают темы секса. Любая попытка выхолостить текст в угоду цензуре приведёт к фальши, снизит ту остроту, откровенность, ради которой человек и приходит на стендап.

«Именно существовавшая в СССР цензура, ограничивающая темы, содержание текстов, поведение на сцене привела к тому, что жанр комика у микрофона у нас и на Западе развивался абсолютно по-разному, - комментирует Ян Карпунькин. – Совсем другой стиль, акценты, манера общения со зрителем. Поэтому мы и сегодня разделяем российских сатириков-юмористов, вышедших из советской эстрады, и стендап-комиков на два разных цеха».

С другой стороны, в условиях жесткой цензуры советские сатирики всё-таки в той или иной степени высмеивали системные, по сути, для того времени политические проблемы. От кумовства и чванства советских чиновников до тотального дефицита товаров и парадоксов социалистической экономики. В стендапе же, как американском, так и российском, политические темы почти никогда не затрагиваются.

В отличие от многих артистов эстрады, стендаперы готовят себе тексты сами. «Выступление – откровенный разговор со зрителем от своего имени, о себе. Что-то прямо придумать невозможно – всё должно быть подмечено в собственной жизни, пропущено через себя», - комментирует координатор объединения Стендап-Новосибирск Слава Малинкин.

Открытый микрофон

Москвичка Юлия Лебедева в студенчестве не участвовала даже в КВН. 11 лет проработала креативным продюсером на телевидении. И совсем не по юмору - политические, экономические передачи. О том, что могла бы выступать на сцене, вообще никогда не задумывалась. «Во время пандемии, на удаленке было время изучить новые форматы шоу. И подумала, а почему бы мне самой не попробовать? – рассказывает Юлия Лебедева. – Со мной постоянно что-то происходит. А описываю потом друзьям, они смеются, замечая, что с этим надо выступать». Лебедева вспомнила эти истории, добавила новых шуток, поворотов. Написала текст. «Самый первый блок шуток на три минуты был о моей внешности, манере одеваться, - вспоминает Юлия Лебедева. – Вышла с ним к открытому микрофону в клубе Stand-up House. Начала. Смотрю, народу нравится – свободно выдохнула. И понеслось».

В эпоху повальной моды на собственные рок-группы, порог доступа к зрителю был весьма недешев. Даже если какой-то клуб и пускал бесплатно выступить неизвестных музыкантов, то им как минимум нужно было потратиться на инструменты, оборудование, а то и подготовку самой сцены, акустики. Стендаперу же вообще ничего не требуется. Равно, как и самому ресторану не нужно вкладываться в оснащение своей концертной площадки - тоже немаловажная причина, почему заведения переключились на стендап.

Даже в популярных стендап-клубах, не говоря уже о барах, существуют так называемые «открытые микрофоны». Любой желающий, иногда по предварительной записи, иногда без, может выйти и выступить перед посетителями. Естественно, бесплатно. Многие бары вообще живут (привлекают посетителей) исключительно открытыми микрофонами. И вовсе не обязательно, что перед ними выступят начинающие – многие опытные комики отрабатывают программу на открытых микрофонах перед живой аудиторией.

Юлия Лебедева с первого выступления в октябре 2020 года и до этого лета выступала в клубах по три-четыре раза в неделю. Получила определенную узнаваемость у публики. Организаторы вечеринок и сами стали её приглашать: выступить соло или поучаствовать в стендап-батлах. Однако, пока всё это остаётся на уровне открытого микрофона – развлекает публику бесплатно. И таких как она, для кого стендап в клубе всего лишь хобби, довольно много.

С прицелом на ТНТ

Ян Карпунькин, несмотря на возраст 24 года, комик уже опытный – прошёл в университете (закончил магистратуру, юрист) школу КВН. Выступает сейчас почти каждый день, но, в основном, на открытых микрофонах – отрабатывает программу. Работа за гонорар выпадает не чаще пары раз в неделю. Поэтому основные деньги на жизнь зарабатывает пока иной деятельностью. Славе Малинкину 23 года. В прошлом году бросил университет – ушёл с третьего курса. Для него стендап - единственный источник доходов. Помимо собственных выступлений, Малинкин и Карпунькин занимаются организацией вечеров стендапа с участием и других комиков. О том, сколько это приносит денег можно предположить по упомянутому выше концерту в «Бродячей собаке». Вместе с ведущим в нём участвовало пять комиков. Обычно, вход платный – 300-400 руб. Зал на сотню мест набирается неполный – со сборов артисты получают около 30 тыс. руб. Это на пятерых. А вот в тот вечер провели эксперимент: вход сделали свободным. Приём привёл к аншлагу - вообще ни одного свободного места в зале. В конце вечера ведущий предложил гостям, по желанию, оставить для артистов в стакане на выходе из клуба любую сумму. Или перевести на карту. Увы, по словам Славы Малинкина, сбор составил около 8 тыс. руб.

«Просто в Новосибирске, вообще Сибири к стендапу ещё не привыкли, - поясняет Ян Карпунькин. – Например, в Екатеринбурге публика куда отзывчивее. Туда из Москвы всё приходит раньше. А в Москве уже как минимум шесть стендап-клубов со своими помещениями».

В Москве вход на концерты популярных резидентов стендап-клубов - около 1500 руб. На начинающих – от 300 руб. А иногда даже в Метелице устраивают вечера открытого микрофона – тогда вход вообще бесплатный.

Заметная составляющая заработка постоянных резидентов московских клубов – гастроли по стране. Узнаваемость им приносят поддерживаемые организаторами клубов каналы в Youtube. «Концерт группы из пяти известных московских артистов в областном городе может обойтись принимающей стороне и в 200 тыс. руб.», - пояснили мне.

Но на круг всё равно выходят те же деньги, что и у среднестатистических офисных сотрудников.

Олимп отечественного стендапа – постоянные участники соответствующего шоу на ТНТ. Но их не больше двух десятков. Можно предположить, что их доходы уже весьма серьезны. Однако, как ехидно замечают ветераны шоубизнеса, не идут ни в какое сравнение с гонорарами, выступавших когда-то в "Метелице" поп-музыкантов.

(Впервые опубликовано за моим авторством на RT.com)

Читать ещё: Лайфхак по быстрому дозвону до живого оператора вашей сотовой компании