Найти в Дзене
Логотип на миллион

Круг интересов или дырка от бублика? Новый логотип торговой сети «Лента», как часть программы ребрендинга

Сколько раз, проходя мимо вывески «Ашана», мы задавались вопросом: почему птичка? Стильная птичка, смотрит в «правильную» сторону, но какая связь? Даже если рассудим, как обычные потребители, очень скоро придем к выводу: ритейлеру все равно что изображено на логотипе — птичка, слоник или лошадка. И нам тоже. Почему? Как это работает? Месяц назад, а точнее 31 мая 2021 г., бренд-команда «Ленты» объявила об очередном ребрендинге. «Новый логотип включает в себя стилизованный подсолнух, который является символом компании с её основания. Оставаясь узнаваемым, обновлённый логотип отражает изменения в стратегии «Ленты», — сообщил пресс-релиз. Логотип работает всегда. Либо на разрушение бизнес-процесса, либо на развитие. Попытаемся разобраться, какие задачи решает смена визуального решения в системе коммуникаций «Ленты». Начнем с начала. С 1993 года логотип крупнейшей в России сети гипермаркетов изображает подсолнух. Почему компания «Лента» Алексея Мордашова выбирает такой случайный символ? Си
Соцсети отозвались на появление обновленного символа Ленты, усмотрев в нем дырку от бублика. https://vk.com/lentacom
Соцсети отозвались на появление обновленного символа Ленты, усмотрев в нем дырку от бублика. https://vk.com/lentacom

Сколько раз, проходя мимо вывески «Ашана», мы задавались вопросом: почему птичка? Стильная птичка, смотрит в «правильную» сторону, но какая связь? Даже если рассудим, как обычные потребители, очень скоро придем к выводу: ритейлеру все равно что изображено на логотипе — птичка, слоник или лошадка. И нам тоже. Почему? Как это работает?

Месяц назад, а точнее 31 мая 2021 г., бренд-команда «Ленты» объявила об очередном ребрендинге. «Новый логотип включает в себя стилизованный подсолнух, который является символом компании с её основания. Оставаясь узнаваемым, обновлённый логотип отражает изменения в стратегии «Ленты», — сообщил пресс-релиз.

Логотип работает всегда. Либо на разрушение бизнес-процесса, либо на развитие. Попытаемся разобраться, какие задачи решает смена визуального решения в системе коммуникаций «Ленты».

Начнем с начала. С 1993 года логотип крупнейшей в России сети гипермаркетов изображает подсолнух. Почему компания «Лента» Алексея Мордашова выбирает такой случайный символ? Символ чего?

https://toplogos.ru/logo-lenta/
https://toplogos.ru/logo-lenta/

Цветок самой ранней версии логотипа «Ленты» на подсолнечник (семейство астровых), откровенно говоря, не тянет. Видим некое условное соцветие с лепестками морковного (не жёлтого!) оттенка на стебельке с двумя листами. При всей фантазии на подсолнух подумал бы в последнюю очередь, ибо оранжевых подсолнухов природа не знает. Просто цветок. Семантически будем воспринимать его как символ роста, на который рассчитывает бизнес, а также в качестве дружественного жеста в сторону целевой аудитории. Формально, простенько, без затей. Почему бы нет (вспомните логотипы 90-х)?

Примечательная деталь - земной шар в центре соцветия. Стилизованная картографическая сетка делит сердцевину на квадратики. Возможно, авторы логотипа посчитали, что именно это создает впечатление подсолнечных семечек.

Происхождение земного шара в логотипе маленькой коммерческой организации одновременно и случайно, и прозаично. Вряд ли Алексей Мордашов имел транснациональные амбиции, когда открывал первый оптовый магазин-склад, где работали всего 2 кассовых аппарата.

Случайно, потому что 99% учредителей стартапов озабочены не смыслом, который вкладывают в логотип и даже не стратегией, а банально операционкой. На этапе под названием "выжить" не до логотипа. Он словно правило приличия: "у всех есть, значит, надо". Отсюда происходит основная масса безликих и случайных идей. Спустя много лет, бизнес должен будет притянуть их за уши к собственной бренд-платформе, родившейся позже логотипа.

Прозаичность появления земного шара в логотипах компаний на заре дикого капитализма в России - в отсутствии коммерческой культуры предпринимателей 90-х. Откуда ей было взяться? Рекламное пространство заполонили шаблоны вроде "Мир колясок", "Мир тормозных колодок" и прочих "миров", так нелепо глядящих с вывесок на цокольных этажах обшарпанных пятиэтажек. Земной шар в логотипе - один из таких штампов, подсмотренных в символике, действительно, транснациональных компаний, ворвавшихся на оперативный простор рухнувшей экономики бывшего Союза. 

Сработал ли знак Ленты в 93-м? Скорее, не знак, а сам Алексей Мордашов. Магазин-склад в расчете на оптовых покупателей может вообще не иметь ни символа, ни продающего названия. Достаточно банковского счета. Так что, цветочек дела не испортил, и слава Богу. Нейтральный изначально, он обозначил точку роста. И дело пошло! К моменту, когда пришлось менять подходы к коммуникации, стала неизбежной и смена логотипа.

Продолжение следует.