Скандальную рекламу сети магазинов ВкусВилл «Рецепты семейного счастья» многие восприняли, как попытку потрясения основ государства, и правильно сделали.
Разгоревшееся пламя полемики понемногу утихает: вот уже сам ВкусВилл извинился перед своими покупателями, вот исчез из списков работников Роман Поляков, открытый гей, он же «стрелочник», назначенный ответственным за безобразие.
Вот все сводится к «ошибке дизайнера» - дескать, руководство сети магазинов не при делах. Глупый Роман, директор по контенту, запилил историю квир-семьи по собственной инициативе. А что с него взять! Сам по гей-парадам ездит.
(В сеть немедленно попало фото Романа, сделанное на гей-параде в Финляндии, и теперь это фото репостят-репостят-репостят… а мы не будем, мы другое нашли).
В общем, случайный казус и никакого потрясания основ.
А давайте посмотрим глубже в ад.
Непосредственный начальник «стрелочника» Полякова – пиар-директор компании ВкусВилл, Анна Платонова. Кто она, каковы ее убеждения? Радикальный феминизм, активизм, пропаганда сепарации женщин от мужчин. Редактор веб-журнала для женщин. Журнал известный, существует не менее пятнадцати лет, и ничего такого в нем не публикуется – госпожа Платонова не собирается подставляться.
А дальше мы читаем интервью с господином Поляковым, и видим, что логика и разум вышли проветриваться.
Мы помним: если начинает происходить нечто нелогичное – ситуация, возможно, смоделирована скрытыми управителями, «темной аристократией».
Итак, обычно люди устраиваются на работу, чтобы выполнять обязанности и получать за это деньги. А Поляков говорит, и это можно найти в сети – что его совсем не интересуют те результаты труда работника контента, ради которых его и наняли. Ему неинтересно увеличение посещаемости магазинов. Неинтересно, дадут ли премию за хорошую работу. А вот публиковать на рабочем портале, который вообще-то «про магазин и торговлю», статьи на темы бодипозитива или ситуации с мигрантами Роме интересно. И он, нагло саботируя прямые свои обязанности, превращает интернет-ресурсы продуктовой сети в рупор либеральных мнений, не имеющих отношения к продаже еды.
А руководители смотрят на это без какого-либо участия. Никто не говорит: Рома, ты офигел. Чем ты занимаешься? Здесь не газета «Правда», Рома, займись делом, посмотри статистику посещений, увеличь поток покупателя!
Нет, руководство совершенно спокойно. Их устраивает.
Очень странно, очень.
Теперь они публикуют извинения, клянутся, что вся эта история с пропагандой ЛГБТ-семьи произошла «нечаянно». Не успели, мол, дурачка нашего притормозить, не знали, а как узнали – сразу извинились. Но это ложь. Вот то, что осталось в сети лишь в скриншотах.
В первые сутки бригада квир-одаренных особей команды Полякова терла комментарии возмущенных читателей, а на прямые вопросы ответила так: семья, мол, бывает разная, и это понятие давно вышло за шаблонные рамки вашего восприятия, о чем мы вам прямо в нос и натыкали. Будем писать, что хотим, и фотографировать, кого хотим. Наше мнение неизменно, на ваше нам наплевать, не тратьте наше время, отвечать вам не будем. Ну а потом управляющие ВкусВилл поняли, что можно потерять неслабую часть покупателей. Сбегут! А всякие фемки, квир-герои, либеральные юноши с козлиными бородками и голосами лишних денег не имеют, толку с них ноль. Так и появились извинения.
Есть еще мнение, что ВкусВилл решил повилять задом перед Западом, так как акции сети разместили на NASDAQ – американская биржа, поиск инвесторов и сотрудничества. А на Западе сейчас повестка известная: толерантность, «мама-мама-гейфрендли я – получилася семья». А если «злые фашиствующие гомофобы» нападут, можно будет на страницы западной прессы попасть (в дикой России угрожают безопасности ЛГБТ-семьи и целой торговой сети гей-френдли) - так это счастливый билет на Запад уже в кармане, ура!
А теперь – стоп. Помните, выше мы сказали о том, что если исчезает логика, а процесс продолжается – значит, ситуация из тех, которые инспирируются извне «темной аристократией»?
Ну и вот, смотрите. На Западе, а конкретно, в США – стране, лезущей к мировому господству - сейчас мощная борьба. Вкусившие власть демократы вцепились в эту кость. Демократы набирают сторонников на лозунгах о всеобщем равенстве и братстве – по результатам в США полыхают уличные бои, а сексуальное большинство начали просто бить. Все это – борьба темных сил с еще более, скажем так, темными.
Чтобы встроиться в повестку Запада, нужно публично принять одну из сторон, и начать действовать по сценарию. Американские консерваторы еще более заскорузлы, чем российские, еще более гомофобны, а до какой-то там торговой лавочки «русских дикарей» интереса не имеют. Зато демократы кажутся такими доступными! Подставься, расскажи, как разделяешь их ценности равенства и толерантности – заметят, ухватят, отвезут в Валинор.
Что и сделали креативщики ВкусВилл. Уже не важно, сами додумались, или кто подсказал. «Темная аристократия» управляет своими рабами аккуратно, незаметно.
И вот, после фото безобидных на вид лесби-домохозяек, слабых и никому, в общем, не угрожающих, вылезают демоны. Вылезают с призывами «рвать и метать», «загонять фашистов в норы!» Демоны призывают к насилию напрямую. Например, Михаил Шахов, сотрудник «Эха Москвы», обещает «загнать пещерное зверье в актуальную норму». Представление об актуальной норме мы видим, например, за океаном.
Итак, от лапушек-дочек «матриарха» по имени Юма – ровно один шаг до призывов к насилию.
И ведь это случай, когда в окно Овертона аккуратно поскреблись, чуть приоткрыли – на сантиметрик, чуть-чуть! – и не успел тухлый сквознячок «нешаблонных представлений о семье» слегка заиграть в воздухе, возмущенные россияне захлопнули форточку обратно.
В этот раз не получилось. Очень хочется, чтобы и дальше не получалось. А то из-за спин лапочек-дочечек так и норовят встать воинственные боевые петухи. А они психованные, они по головам пойдут.