– У группы Дятлова все случилось так же, как и у нас, - рассказывал Михаил Ерёмкин.
Самому Михаилу Ерёмкину довелось пережить трагедию, подобную той, что стала одной из главных причин гибели группы Дятлова. Если группе Дятлова на первом этапе аварии повезло и они, чтобы не задохнуться под брезентом, смогли ножом разрезать засыпанную снегом палатку, смогли все же выбраться наружу, то группе Ерёмкина повезло меньше.
Группа Ерёмкина погибла 31 октября 1988 года, ночью, в районе Собского перевала Приполярного Урала, когда при сходе снежной доски погибли тринадцать человек. Михаил Ерёмкин был четырнадцатым, но ему чудом удалось выжить, благодаря тому, что его спас воздушный карман, в погребенной под снегом палатке. Рядом была расположена палатка других туристов которых снежный оползень не затронул, и они организовали спасательную операцию. Но, не смотря на это, Ерёмкин провел в заваленной снегом палатке около 15 часов.
То, что в этом месте может сойти снежная доска опытный руководитель туристической группы Ерёмкин не предполагал. Как и в случае с группой Дятлова палатка Ерёмкина была установлена у подножья невысокого отрога, располагавшегося выше палатки. Палатки поставили под мореной высотой всего метров 20 м. По склону отрога это 40-45 метров от плоской вершины до основания. Глубина снега внизу на склоне, была около 40 см. Крутизна склона внизу, где были установлены две палатки, была небольшой, около 25°, а выше по склону морены увеличивался до 30-35°.
При таких внешних признаках казалось, что сход снежной доски здесь невозможен и об этом никто всерьёз не подумал. Палатки поставили «под склон» с врезкой в пласт снега «по-штормовому», чтобы защитить их от ветра.
Что произошло с его группой рассказывает Михаил Ерёмкин:
"Через два часа после выхода на маршрут начала портиться погода, и к полудню разбушевалась буря: ветер усилился до 15 м/с, начался обильный снегопад. Решили остановиться и переждать непогоду. Место выбрали у моренного вала, защищающего нас от ветра, дующего с наветренной стороны хребта. Палатку установили на не очень крутом склоне – всего 25°. Поэтому ни у кого даже мысли не возникло о лавине. Тем более, что доска под ногами вообще никак не ощутима. Ее толщина была всего 30-40 сантиметров. Когда выровняли площадку для установки палатки, то подрезали доску. После обеда легли отдыхать. Пурга продолжалась, и палатку стало засыпать метелевым снегом. В 19 часов я очистил скаты палатки от снега. Около 20 часов, еще раз поручил сделать это Полякову и Семяшкину, и попросил их выкопать канаву между палаткой и склоном."
Когда двое стали очищать скат палатки от снега, то они-то и стали свидетелями отрыва снежной доски.
Вспоминает С. Поляков:
"Вылезли из палатки примерно в 20.45. Стали сгребать снег со скатов. Семяшкин стоял лицом к склону, я - спиной. Я услышал характерный ухающий звук, когда проседает доска, и крик - "Серега, лавина!"
Вспоминает А. Семяшкин:
"Обходя палатку, увидел, как лавина стала заваливать ее. Меня подхватило снегом и засыпало по грудь. Вылезти помог Поляков. У меня началась истерика".
Вспоминает М. Ерёмкин:
"Находясь в палатке у входа, я услышал крик "лавина!". Сначала сдавило ноги, потом - все тело, и я потерял сознание. Хлопок, треск, и все… Я успел пару раз глубоко вздохнуть и закричать. Приподнявшуюся рядом Тамару Селиванову тяжелый пласт снега буквально переломал, а надо мною доска повисла. Образовался спасший меня небольшой воздушный карман. Все остальные погибли от удушья. Нас долго не могли найти, хотя палатка осталась на месте, ее просто накрыло доской. Я должен был хотя бы интуитивно просчитать возможность схода лавины, но никому не пришла в голову мысль о доске."
Вспоминает И. Белозеров:
"Мы уже спали, когда услышали крик Полякова: "Ваня, вставай. Нас засыпало лавиной!" Вылезли из палатки в 22 часа. Взяли два дюралевых листа, лыжи и палки, которыми стали зондировать лавинный конус. Нащупали палатку. Откопали часть ее, вспороли и извлекли первого человека, следом - еще троих. Это было в 23 часа, т. е. через час после начала поисково-спасательных работ. Попытки оживить ребят - делали искусственное дыхание, закрытый массаж сердца - положительных результатов не дали".
Почему при сходе доски в случае с группой Ерёмкина всех накрыло, и они погибли, а в случае с палаткой Дятлов этого не произошло?
На выше приведенной схеме видно, что подрез наста при установке палаток Ерёмкина составил по ширине около 25 метров. Судя по размерам, оторвался кусок снежной доски около 360 куб. снега, который завалил палатку 1,5 метровым слоем снега. Причем, ни одна палатка не оказалась сорвана или опрокинута, их просто сверху накрыло снежной доской. Поскольку в районе установки палатки уклон падает практически до нуля, что вызывает торможение и нагромождение снежных масс, образуя снежный завал.
У туристов Дятлова была аналогичная ситуация, та же морена высотой 30-40 метров, с уклоном больше 28°, а палатка располагалась не дальше 50 метров от северо-восточного отрога Хоолат-Сяхль.
Поэтому вектор движения снежной доски был направлен в северный торец палатки Дятлова, поскольку с этой стороны подрез наста был не больше 3-х метров шириной. Поэтому сорвался сравнительно небольшой кусок снежной доски, размером около 5х20 метров, и толщиной 0,5 метра, всего около 50 куб.снега, Это в 7 раз меньше, чем количество снега накрывшего палатку Ерёмкина.
Таким образом, снежная доска съехала на палатку Дятлова не сверху, от вершины Хоолат-Сяхль, как все предполагают, а справа, со стороны крутого отрога.
Судя по последнему фото установки палатки Дятлова, она была заглублена под каменный выступ, выстой больше 1 метра. Таким образом, снежный пласт всей своей массой наехал сверху, отчего сломалась северная стойка, оторвались коньковые верёвки, сломались лыжные палки и туристы оказались накрыты брезентом палатки и стали задыхаться без доступа воздуха.
•Масленников: « вход палатки был обращен в южную сторону и с этой стороны растяжки были целы, а растяжки северной стороны сорваны и поэтому вся вторая половина палатки оказалась завалена снегом»
•М.Шаравин: «Действительно, растяжки передняя и задняя для коньковой веревки были сорваны»
•Атманаки: «В результате этого завала некоторые палки, к которым были привязаны растяжки, оказались сломаны, а скат палатки лежал на дне палатки»
Действовать нужно было мгновенно, пока еще хватало воздуха, поэтому выхода не было, ножом стали резать скат палатки, прижатый к телам туристов.
•М.Шаравин: «Палка вроде бы переломленная. В палатке были оба конца. Вероятно палка использовалась в качестве задней стойки палатки, и должно быть была разрушена каким-то внешним воздействием; мы обнаружили почти всю палатку под снегом, в том числе и заднюю стойку»
•Брусницын:«Палка была деревянная... Вот тут надрез сделан, вот так навстречу рез сделан, канавка. Она идёт точно по кругу. Она не до конца дорезана, она потом сломана»
Брезентом палатки, как наждаком, туристам стесало кончики носа. От мягкой силы на лице возникли ссадины и отеки лица и губ, описанные Возрожденным в актам СМЭ. Поскольку сверху лежали обломки твердого наста, то нож натыкался на них и лезвие оставляло только проколы, заставляя делать все новые и новые попытки разрезать скат в другом месте. Попыток было много потому, что расстояние от днища до прижатого ската было меньше длины ножа, чтобы была возможность поставить клинок вертикально к поверхности ската и проткнуть его лезвием.
ШАРАВИН:"То, что разрез платки был изнутри мы даже до экспертизы увидели, разбирая палатку. Снаружи было бы - раз воткнул и протащил ножом, а там было несколько попыток, несколько уколов изнутри, таких слабых проколов наблюдалось и только потом прорез…"
После обрушения палатки ничего бы страшного не случилось, отделались бы разбитыми носами, если бы не нелепая случайность, которая привела к тому, что от удара головами Рустем и Тибо получили смертельные ЧМТ. Источником локальной концентрации большой силы стала голова товарища. По ГОСТУ лыжная палка выдерживает нагрузку вдоль стержня не менее 350 кг. Это значит, когда под нагрузкой сломалась стойка, то на голову Рустема с высоты не менее 1метра упали 7 мешков с цементом, в итоге, Рустем лбом проломил висок Тибо. По заключению Возрожденного, Тибо не приходил в сознание, его могли только нести или тащить. Рустем в первые минуты после травмы пришел в сознание, но требовал помощи товарищей при движении в сторону леса. На пути к лесу, Игорь фактически на себе тащил раненого товарища. Они стали отставать от группы, и Игорь велел товарищам, которые несли Тибо на руках, быстрее идти к лесу и на краю развести сигнальный костер, а они с Рустемом потихоньку выйдут на свет костра. Но ЧМТ Слободина оказалась тяжелой и после "светлого промежутка" в сознании у Рустема наступила кома.
Смертельные травмы ребер, с ушибом сердца, Дубинина и Золотарев получили при обрушении снежного наддува в русло ручья, при ударе о валун и камни русла. По заключению эксперта Возрожденного Дубинина и Золотарев находились в состоянии болевого травматического шока.
Из рассказа Белозеров становится понятным почему группа Дятлова не смогла достать вещи и вынуждена была укрыться в овраге.
У Белозерова 10 здоровых мужиков, работали лыжами, дюралевыми листами чтобы добраться до палатки, им потребовалось больше часа. У Дятлова на руках было четверо раненных, во-первых, некому было копать, во-вторых, мороз и ветер гнал полураздетую группу в укрытие. Не могли они в течение часа заниматься раскопками палатки чтобы добыть вещи.
От того, что раненных разместили в овраге, ситуация с невозможностью откопать палатку голыми руками ничуть не изменилась. Поэтому предположение что Колмогорова, Дятлов и Слободин шли к палатке откапывать вещи, это полный абсурд. Как известно, у Слободина была ЧМТ не намного легче чем, у потерявшего сознание Тибо. Получить эту травму Слободин мог только в палатке.
Как считает эксперт ТУМАНОВ:
Когда я читал ранее описания, то думал, что камни рассыпаны по всей поверхности. Но когда прошелся сам, то увидел иную картину. Например, место, где лежал Слободин. Там ближайший камень на глубине 1,5 метра под снегом. Как он мог о него удариться? А по описанию в акте экспертизы его перелом можно характеризовать как перелом от удара твердым тупым предметом. Нет там таких предметов!
Слободин даже не дошёл до кедра, не говоря уже о том чтобы раскапывать палатку с такой травмой. Поэтому единственное объяснение это поиски отставшего Слободина и Дятлова. Колмогорова пошла их искать на склоне, когда они так и не вышли к кедру, а костёр у кедра служил им ориентиром.
PS
В случаях c палаткой Дятлова и Ерёмкина лавины сошли в условиях непогоды, снегонакопления и переноса снега ветром с наветренной стороны хребта. Причиной схода снежной доски стал подрез наста, по периметру которого и произошел отрыв. Гибель людей в группе Ерёмкина и травмы дятловцев в обоих случаях были вызваны сдавливанием массой снега при небольшой скорости обвала и небольшим его смещением по склону.
Возрожденный в акте экспертизы трупа Тибо использовал термин "компрессионный перелом" который однозначно характеризует способ получения такой ЧМТ:
ТИБО: "В целом длина трещины в области основания черепа равна 17 см. Кроме этого, отмечается асимметрия за счет компрессионного перелома данной области".
Уважаемый читатель подписывайся на канал, и ты узнаешь все подробности того, что произошло с группой Дятлова.