Найти в Дзене
Логопед дает совет

Упражнения для развития техники чтения: читаем слова (часть 2)

Продолжаю писать про игры на развитие техники чтения. Предыдущая статью по теме можно найти по ссылке здесь. Я уже ни раз упоминала о том, что процесс перевода букв в устную речь невероятно сложный. Сделать его интересным и более простым для ребенка можно при при помощи специальных игр и упражнений.  Упражнения 1-4 можно найти по ссылке здесь. Упражнение 5. «Чтение однокоренных слов» Необходимо написать каждое слово из из всех групп однокоренных слов на отдельных полосках картона или бумаги ( можно рукописным шрифтом). Каждую группу однокоренных слов поместите в конверт. Опорное слово напишите другим цветом, либо распечатайте на цветном принтере ( ссылка здесь). Примерное содержание одного из конвертов: НОС нос, носик, носище, носишко, носатый, переносица. Последовательность работы с однокоренными словами такая: взрослый выкладывает на столе 2 или 3 группы однокоренных слов. Ребенок читает их, затем все слова перемешивают, оставляя лишь опорные (например, гром, груз, гриб). В закл

Продолжаю писать про игры на развитие техники чтения.

Предыдущая статью по теме можно найти по ссылке здесь.

Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

Я уже ни раз упоминала о том, что процесс перевода букв в устную речь невероятно сложный. Сделать его интересным и более простым для ребенка можно при при помощи специальных игр и упражнений. 

Упражнения 1-4 можно найти по ссылке здесь.

Упражнение 5.

«Чтение однокоренных слов»

Необходимо написать каждое слово из из всех групп однокоренных слов на отдельных полосках картона или бумаги ( можно рукописным шрифтом). Каждую группу однокоренных слов поместите в конверт. Опорное слово напишите другим цветом, либо распечатайте на цветном принтере ( ссылка здесь).

Примерное содержание одного из конвертов:

НОС

нос, носик, носище, носишко, носатый, переносица.

Последовательность работы с однокоренными словами такая: взрослый выкладывает на столе 2 или 3 группы однокоренных слов. Ребенок читает их, затем все слова перемешивают, оставляя лишь опорные (например, гром, груз, гриб). В заключении чтения взрослый просит восстановить группы слов, т.е. найти «родственников».

Можно также попросить разложить группу слов в порядке возрастания или убывания букв:

гриб

грибок

грибной

грибник

грибница

грибочек

грибковый

Чтение столбиков слов, подобранных способом наращивания букв способствует технике чтения.

Взрослый может специально составить столбики родственных слов, специально допустив несколько ошибок в раскладывании по колонкам

Упражнение 6.

«Составление слов из их частей»

Наш язык имеет невероятно интересные способы словообразования при помощи изменения корня, разнообразных  приставок, суффиксов и окончаний. Если ребенок еще дошкольник, и не знаком с этими понятиями, то их употреблять не следует).

Перед началом работы взрослый разрезает несколько слов на части в соответствии с его составом. Например, лис-оньк-а, ноч-еньк-а, дев-оньк-а, дяд-еньк-а или при-шить, в-шить, на-шить, до-шить, вы-шить. Количество слов зависит от возможностей ребенка. Затем части слов смешиваются, ребенок должен восстановить слова. 

Дополнительные задания

  1. Прочитай слова как можно быстрее.
  2. Запомнить 3-4 слова. Составь их из букв разрезной азбуки. 
  3. «Найди заблудившиеся части слова». Взрослый неправильно составляет слова. Ребенок исправляет ошибки. Тем самым формируется орфографическая зоркость.
  4. Составь предложения с 3-4 словами.

 

Слова с суффиксами и приставками можно скачать по ссылке здесь.

 

Упражнение 7.

«Чтение рифмованных текстов»

Развитию техники чтения способствует чтение  рифмованных текстов.

Когда я работала учителем начальных классов, использовала на уроках чтения такой прием.

Стихотворные строки мы читали с детьми хором.

Первый раз я читала погромче, дети читали потише, как бы вслушиваясь и догоняя по темпоритму.

Второй раз наоборот: я читала потише, а дети громче и уверенней, потому что строки были им уже знакомы. Третий раз мы читали выразительно, с опорой на главные слова.

При чтении рифмовок о выразительности речи не идет, но прием вполне возможно использовать. 

Приведу пример рифмовок. 

Ты-ты-ты, ты-ты-ты, ноты, соты, тын, цветы. 

Сы-сы-сы, сы-сы-сы, осы, косы, сын, часы. 

Остальные рифмовки для чтения можно найти по ссылке здесь.

 

Ставьте 👍, если статья оказалась полезной. 

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новую статью о методиках работы по совершенствованию техники чтения. 

Подготовлено по материалам книги И.Л. Калининой «Учим детей читать и писать. Книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов», 1997