Найти тему
FOCUS

От анимации до 3D: как менялись спецэффекты в кино более чем за 100 лет

Оглавление

От простых анимационных фильмов и до навороченных 3D-эффектов – история поражает техниками и уловками, с помощью которых создают шикарные кинокартины.

tech.onliner.by
tech.onliner.by

Мы видим чудесные визуальные эффекты повсюду. Вероятно, в некоторых из ваших любимых фильмов они также присутствуют.

Нынешние «кино волшебники» дошли до того, что заставляют исчезать из кадра целые города. Несмотря на разницу в масштабе, художники по спецэффектам по-прежнему полагаются на ту же визуальную ловкость рук, которую практиковали первые кинематографисты. Изменилась только технология.

yablyk.com
yablyk.com

Можно с точностью сказать, что визуальные уловки становятся центральной частью современного кинопроизводства. Этот термин относится к широкому набору эффектов, от аналоговых до компьютерных трюков. Но прежде чем перейти к передовым технологиям, давайте сделаем шаг назад и посмотрим, с чего все начиналось.

Первые спецэффекты

Если бы у вас спросили, когда появились первые спецэффекты в фильмах, что бы вы ответили? В 1915 году? Или в 1930? Оказывается, первые спецэффекты предшествуют даже Гражданской войне в США.

В 1857 году Оскар Рейландер создает форму специальных эффектов, выполняя компостирование изображений. Он соединял их, чтобы сделать убедительную последовательность событий.

arfex.ru
arfex.ru

Спустя десятилетия режиссер Альфред Кларк смог смоделировать казнь Марии — королевы Шотландии. Он сделал так, что актриса положила голову под топор палача и приостановил фильм. Затем актриса покинула сцену, а остальные остались на своих местах.

Под топор подставили манекен, и возобновили съемки. Этот трюк с по кадровой анимацией казался весьма реалистичным. Зрители и мечтать не могли о таком поразительном эффекте, происходящем на их глазах.

acinemahistory.com
acinemahistory.com

Анимация

Первые анимационные фильмы создали в начале 1900-х годов. Ими занимались иллюстраторы комиксов. Соответственно, анимационные фильмы того времени были сосредоточены на персонажах популярных рисунков.

Один из первых сохранившихся короткометражных фильмов тех времен – созданный с использованием одно кадрового метода. Это была картина «Юмористические фазы смешных лиц», выпущенная в 1906 году. Она состояла из одиночных изображений, проецируемых с большим количеством кадров в секунду. Но первым успешным анимационным фильмом считают эскиз художника Уинзора Маккея «Герти Динозавр» (1914).

film.ru
film.ru

Инновации в технологии анимации продолжали развиваться в короткометражках. 21 декабря 1937 года был выпущен первый полнометражный анимационный фильм Уолта Диснея «Белоснежка и семь гномов».

Миниатюра

Миниатюра – это специальный эффект, который создали для фильмов и телевизионных программ. Он предполагает появление масштабных моделей для достижения нужного эффекта.

Первым, кто использовал миниатюры, стал Джордж Мельс. В 1902 году он выпустил фильм «Путешествие на Луну», в котором появилось несколько миниатюр, включая модель космического корабля. Эту технологию использовали в классических научно-фантастических франшизах, таких как «Звездные войны» и «Звездный путь». Пользовались ею до тех пор, пока не добавили копии, созданные в цифровом виде.

be-in.ru
be-in.ru

В 1927 году режиссер Фриц Ланг создал анти утопический мир Метрополиса, используя замысловатые миниатюрные модели. Полномасштабные городские пейзажи стояли наряду с перспективными методами для создания несуществующей среды.

В отличие от большинства эффектов фильмов из прошлого, миниатюры до сих пор используют в современном кино. Во время съемок трилогии «Властелин колец» режиссер Питер Джексон создал миниатюрные здания и города, снятые на цифровом фоне, чтобы показать сказочное Средиземье Толкина.

Рисованные декорации

Рисованные декорации были неотъемлемой частью многих фильмов, которые создавали до эры компьютерной графики. Это были реальные проекции или рисунки, помещенные за объектами переднего плана, чтобы обмануть аудиторию. Они заставляли зрителей поверить, что актеры находятся в другом месте.

vannye-de
vannye-de

Без этих произведений искусства не было бы Статуи Свободы, выступающей из песка в последней разрушительной сцене «Планеты обезьян» (1968) и Изумрудного города, ожидающего Дороти в конце дороги из желтого кирпича. Даже величественный особняк Тары из «Унесенные ветром» 1939 года не появился бы без такого эффекта.

На протяжении большей части 20-го века в студиях были собственные отделы, в которых покорно рисовали декорации. Происходило это до начала 1990-х, пока цифровые методы матирования не стали нормой.

tjournal.ru
tjournal.ru

Кукольная анимация

Чтобы смоделировать движение, использовали кукольную анимацию. Для этого фотографировали твердые трехмерные фигуры в миниатюрных декорациях. Марионетки часто изготавливали из податливого, но стабильного материала, такого как глина или пластилин. Таким образом аккуратно фазированные движения можно было регулировать между экспозициями последовательных кадров.

bigfatcat19.livejournal.com
bigfatcat19.livejournal.com

К примеру, в фильме 1963 года «Джейсон и аргонавты» стая смертоносных скелетов поднимается из-под земли для одной душераздирающей схватки. Эффект был получен с помощью по кадровой фотографии, в которой используются реалистичные куклы или модели. Марионетками управляли и фотографировали по одному кадру за раз.

Дублирование

Такую технику использовали еще с начала 20 века. Но наиболее популярной и удачной версией стал намного позже снятый фильм. В 1961 году фильм «Ловушка для родителей» покорил сердца многих телезрителей. Актриса Хейли Миллс сыграла близнецов Шэрон и Сьюзен. Девочки случайно встречаются в летнем лагере после того, как их разлучили при рождении.

film.ru
film.ru

Сам трюк был прост. Для этого использовали технологию разделения экрана. Чтобы дважды поместить девочку в одну и ту же сцену, создатели фильма просто зафиксировали камеру в нужном положении и сняли сцену во второй раз. При этом они накладывали половину каждого кадра на один негатив, чтобы создать композицию.

Система управления движением камеры

«Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда» стал первым фильмом, в котором использовали систему управления движением камеры. За это, кстати, он получил премию «Оскар».

Подключенная к компьютеру, система управления движением Dykstraflex (названная в честь руководителя Джона Дайкстры) выдавала на камеру сложную серию движений. Это позволяло создавать кадры, не похожие на те, что раньше видели в кинотеатрах.

afisha.ru
afisha.ru

Такая система позволяет записывать или программировать движения кинокамеры так, чтобы кадр можно было в точности повторить. Качественная система управления движением может повторять любое вращения камеры с исключительной точностью бесчисленное количество раз. Как только камера сможет повторить движение, можно будет создать целый ряд эффектов.

Один из самых простых — заставить элементы появляться или исчезать. Это делается путем съемки, например, пустой комнаты, а затем повторной съемки с помощью камеры управления движением, но на этот раз с актером или какой-либо мебелью в комнате. Затем можно сделать два снимка и легко смешать их, чтобы создать впечатление, словно мебель или актер появляется, или исчезает.

wikipedia.org
wikipedia.org

Компьютерная графика

История компьютерной графики относит нас к 1950-м годам. Тогда механические компьютеры перепрофилировали, чтобы создать шаблоны на анимационных центрах, которые затем использовали в фильмах.

Первым фильмом с компьютерной графикой стала картина «Головокружение» Альфреда Хичкока (1958). Но это были только начальные пробы. А уже в 1972 году Эдвин Кэтмелл и Фред Парк создали компьютерный анимационный короткометражный фильм под названием «Компьютерная анимированная рука». Он представил миру трехмерную компьютерную графику.

twitter.com
twitter.com

Эдвин Кэтмелл фактически нарисовал на руке тушью 350 треугольников и многоугольников, а затем оцифровал и кропотливо анимировал данные в программе 3D-анимации.

После 2000 года развитие компьютерной графики стремительно ускорилось. Ныне она является неотъемлемой частью всех художественных фильмов.

voka.me
voka.me

Аниматроника

Современная эра аниматроники стартовала в 1961 году, когда Уолт Дисней начал разрабатывать ее для фильмов. Тогда создали фигурку Танцующего Человека высотой приблизительно 23 сантиметра.

Конечно же, достижения в области робототехники, программирования, быстрого прототипирования, материалов и методов обработки поверхностей делают сегодняшних аниматронных персонажей более реалистичными, чем они были раньше.

dawnleewakefieldblog.blogspot.com
dawnleewakefieldblog.blogspot.com

Движение и управление аниматронными фигурами могут до невероятной степени имитировать естественную жизнь, обманывая глаз. Благодаря аниматронике современные кинематографисты создают существ и персонажей, обладающих физическим присутствием и осязаемой реальностью.

Хотя достижения в области цифрового искусства позволяют визуально изображать поразительных и невозможных существ, с аниматроникой им все равно не сравниться. Эти персонажи существуют несомненным образом. Они могут занимать то же пространство, что и актеры в фильме, и влиять на окружающую среду больше, чем любой набор пикселей.

pikabu.ru
pikabu.ru

Полнометражная компьютерная анимация

Первым полнометражным анимационным фильмом, который создали с помощью компьютерной графики, стал «История игрушек» (1995). Это совместный проект с анимационной студией Pixar, на создание которого потребовалось четыре года.

Картину занесли в Книгу рекордов Гиннеса за первый полнометражный компьютерный анимационный фильм. «История игрушек» также заработал аниматору Джону Алану Лассетеру премию «Оскар» за его «вдохновенное руководство».

rg.ru
rg.ru

После такого успеха Pixar выпустила еще 10 художественных фильмов, получивших признание критиков, а также 24 награды «Оскар» и более 6 миллиардов долларов.

«Время пули»

Замедленное движение использовали в фильмах, чтобы подчеркнуть все – от драматических прыжков до героических моментов победы в спорте.

Потрясающим достижением в области цифровых визуальных эффектов стал фильм «Матрица». С помощью одной серии выстрелов «Матрица» смогла превратить предыдущие эффекты замедленной съемки в карнавальные трюки.

size-up.ru
size-up.ru

Эффект, получивший название «время пули», использовал замедленное вращающееся действие камеры, чтобы показать персонажей, уклоняющихся от пуль.

Снаряды идут в замедленном движении или полностью останавливают свою траекторию. Этот эффект позволяет кинематографистам подчеркнуть мельчайшие детали действия, показывая, насколько сложна и нюансирована сцена.

С начала 2000-х «время пули» стало излюбленным приемом, который использовали в фильмах, рекламе, телешоу и видеоиграх.

Захват движений

Технологию, которая привела к рождению современного захвата движений, использовали еще в 19 веке. Фотограф Эдвард Мейбридж изучал движение людей и животных с помощью по кадровой фотографии. Самые важные принципы его исследования вскоре пригодились кинематографистам.

pinterest.ru
pinterest.ru

Основы захвата движения таковы: у вас есть реальные участники, которые предоставляют шаблон человеческого движения и переводят его в другую среду. Самый ранний пример использования такого приема – короткометражные фильмы аниматора Макса Флейшера. В 1915 году он разработал ротоскоп – концепцию, с помощью которой аниматоры обводили кадры живого фильма, чтобы придать героям мультфильмов плавность движений.

А помните Голлума из трилогии Питера Джексона «Властелин колец»? Хоть и одержимое драгоценностями существо создали в цифровом формате, игрой Голлума руководил актер Энди Серкис.

fandom.com
fandom.com

Голлума облачили в специально сделанный костюм для захвата движений. Создавали его в цифровом виде, используя 13 камер, направленных на различные датчики. Их прикрепили к костюму Серкиса. Эти датчики создавали трехмерное изображение движений Серкиса, позволяя аниматорам делать движения существа более реалистичными.

Этот и другие колоссальные эффекты в фильмах принесли Джексону и его команде награды «Оскар» за каждый из фильмов «Кольца».

3D

В 1894 году Уильям Фриз Грин подал заявку на патент. Он предполагал процесс трехмерного просмотра с использованием двух экранов, расположенных рядом. Экраны были объединены громоздкой стереоскопической гарнитурой.

watershed.co.uk
watershed.co.uk

В 1922 году Лоренс Хэммонд и Уильям Кэссиди представили серию короткометражек и один полнометражный фильм «Человек из Марса». Для этого они использовали два проектора, синхронизированные со стерео гарнитурами. Показывали такое кино в единственном кинотеатре, оборудованном для его проецирования.

В 1953 году режиссер Андре де Тота выпустил первый цветной 3D-фильм, который сняли представители Warner Brothers. После этого 3D технологии развивались не столь стремительно. Было несколько подъемов и в начале 21 века. Так продолжалось, пока в 2009 году режиссер Джеймс Кэмерон не занялся съемками фильма «Аватар».

filmpro.ru
filmpro.ru

Он задумал создать специально разработанную камеру, встроенную в шестидюймовую штангу, которая позволяла снимать выражения лиц актеров с помощью датчиков. Это записывали в цифровом виде, а потом предоставляли аниматорам.

Актеры были одеты в обтягивающие боди с крошечными отражателями. Они фиксировались в трехмерном изображении с помощью 140 цифровых камер, расположенных по всей площадке. Система камеры Кэмерона получила прозвище «Святой Грааль». Внутри нее были легкие, двойные линзы и цифровые изображения высокого разрешения.

filmpro.ru
filmpro.ru
Так что спецэффекты прошли длинный путь, чтобы дорасти до нынешнего уровня. Возможно, со временем, мы увидим еще более впечатляющие технологии. Ну а пока предлагаю наслаждаться фантастическим миром кино, который создают с помощью волшебных спецэффектов.

Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить много интересного!

Читайте также: