Найти в Дзене

Спецавтомобили. Производство и производители

Знакомясь с информацией, которую печатают авторы статей о спецтранспорте, к сожалению, вижу большое количество статей с поверхностным изложением или с неверным и не однозначным описанием многих типов спецавтомобилей. Соответственно содержание комментариев в большинстве негативно, также повторяет неверное изложение. Вот в вкратце, почему решил рассказать о спецтранспоте и как то повлиять на изложение темы. Однозначно, в рамках одной статьи невозможно охватить все виды спецавтомобилей, но если читатель посчитает, что изложение стоит продолжить, я с удовольствием продолжу печать. И так начнём. Автопром — это крупная отрасль российского машиностроения. Основной продукцией отрасли являются легковые и грузовые автомобили, производимые серийно. Серийным производством занимаются крупные производители , которые в большом количестве производят идентичные автомобили (в разной потребительской комплектации), далее автомобили предлагаются для продажи покупателю через свои дилерские сети и корпоратив

Знакомясь с информацией, которую печатают авторы статей о спецтранспорте, к сожалению, вижу большое количество статей с поверхностным изложением или с неверным и не однозначным описанием многих типов спецавтомобилей. Соответственно содержание комментариев в большинстве негативно, также повторяет неверное изложение. Вот в вкратце, почему решил рассказать о спецтранспоте и как то повлиять на изложение темы.

Однозначно, в рамках одной статьи невозможно охватить все виды спецавтомобилей, но если читатель посчитает, что изложение стоит продолжить, я с удовольствием продолжу печать. И так начнём.

Автопром — это крупная отрасль российского машиностроения. Основной продукцией отрасли являются легковые и грузовые автомобили, производимые серийно. Серийным производством занимаются крупные производители , которые в большом количестве производят идентичные автомобили (в разной потребительской комплектации), далее автомобили предлагаются для продажи покупателю через свои дилерские сети и корпоративные продажи.

Крупный производитель из экономических обоснований не может позволить производить спецтранспорт, так как это направление производства безусловно увеличит затратную часть и снизит доходную. Производством спецтранспорта занимаются другие производители - производители спецавтомобилей. Спецтранспорт – это очень общее словосочетание.

Технический Регламент Таможенного Союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» дает определение понятий:

"специализированное транспортное средство" - транспортное средство, предназначенное для перевозки определенных видов грузов (нефтепродукты, пищевые жидкости, сжиженные углеводородные газы, пищевые продукты и т.д.);

"специальное транспортное средство" - транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.);

Для создания специального транспорта заводами-переработчиками, как правило, используются базовые транспортные средства (в основном цельнометаллические фургоны и грузовики) крупных производителей (ГАЗ, УАЗ, Соллерс Форд и прочие) которые переоборудуются в спецтранспорт, в соответствии с выданными производителям ОТТС (сертификаты одобрения типа транспортных средств).

В данной статье хочу рассказать об автомобилях скорой медицинской помощи (далее по тексту АСМП). Итак...

АСМП – это специальный автомобиль для перевозки в больницу людей, которым требуется скорая медицинская помощь, а также доставки медицинских работников на место для её оказания. Код ОКПД 29.10.59.160. АСМП производиться в соответствии с ОТТС, требованиями ГОСТ 33665-2015

«Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытаний». Комплектация АСМП соответствует требованиям Приказа Минздрава РФ от 20 июня 2013 г. N 388н и по данному стандарту есть три основные комплектации:

1. класс "A" для общепрофильной фельдшерской выездной бригады скорой медицинской помощи;

2. класс "B" для фельдшерской и врачебной общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи, специализированной педиатрической выездной бригады скорой медицинской помощи; или для специализированной психиатрической выездной бригады скорой медицинской помощи; или

3. класса "C" для специализированной выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации; или для специализированной выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации педиатрической

Ознакомиться с комплектациями в подробностях можно в указанных выше документах. Описывать подробно не вижу смысла, расскажу о другом.

Производители спецтранспорта.

Принимая во внимание высокую стоимость АСМП основное количество автомобилей закупается по контрактам Минпромторга РФ, Минздрава РФ, Национальным проектам (т.е. государственные закупки), региональными и муниципальными программами и бюджетами и незначительная часть остаётся на коммерческие закупки. Государственные закупки производятся только с крупными производителями, которые как отмечал ранее спецтранспорт не производят. Например, ООО «АВТОДОМ» производит модульную АСМП на базе УАЗ Профи, согласно ОТТС это тип 464642 с ВИН ООО «АВТОДОМ», но по государственным контрактам, согласно ОТТС ООО «УАЗ» это тип 128881 с ВИН ООО «УАЗ», тем не менее, АСМП произвёл ООО «АВТОДОМ», т.е. одна и та же АСМП. Как это работает и как распределяется ответственность за продукт? Производство спецтранспорта имеет так называемый разделительный перечень, т.е. базовый транспорт может обслуживаться у любого дилера, всё что относиться к доработке – это уже ответственность завода переработчика. Переработчик в отличии от крупного производителя не производит спецавтомобили заранее с постановкой на склад готовой продукции. Каждый контракт имеет свое техническое задание по оснащению и комплектации.

Крупные «производители» АСМП - ПАО «ГАЗ» (Нижний Новгород), ООО «УАЗ» (Ульяновск), ООО «Соллерс Форд» (Елабуга); АО ''АВТОВАЗ' (Тольятти)

Уровень региональных и муниципальных контрактов уже имеет право принять на себя переработчик базовых ТС. Наверняка всех интересует вопрос, а сколько же заводов-переработчиков производят АСМП? Их не много…

ПКФ «ЛУИДОР», г. Балахна, Нижегородская область (АСМП для госзакупок на базе Соболь, Газель Бизнес, Газель NEXT, Lada Largus; для коммерческих закупок Mercedes Sprinter, Volkswagen Сrafter

ООО «СТ Нижегородец», г. Нижний Новгород, (АСМП для госзакупок на базе Соболь, Газель Бизнес, Газель NEXT, Ford Transit; для коммерческих закупок Citroen Jumper, Peugeot Boxer

ООО «АВТОДОМ», г. Ульяновск (АСМП для госзакупок на базе УАЗ (буханка), УАЗ (Профи), УАЗ Patriot, Ford Transit; для коммерческих закупок Citroen Jumper/Jumpy, Peugeot Boxer/Expert, Opel Vivaro

ООО "ИНВЕСТАВТО", г. Нижний Новгород (АСМП для госзакупок Соболь, Газель Бизнес, Газель NEXT, Ford Transit, Lada Largus; для коммерческих закупок Mercedes Sprinter, Volkswagen Сrafter, Citroen Jumper, Peugeot Boxer, Renault Master,

ООО «Промтех», г. Нижний Новгород, (АСМП для госзакупок Соболь, Газель Бизнес, Газель NEXT, Ford Transit, Lada Largus, Lada NIVA, Lada Vesta; Citroen Jumpy, Peugeot /Expert

Также нельзя не отметить, Торговый дом Карус (Кашира, Московская область), НПО САДР (Люберцы, Московская область).

Условная классификация.

Наверняка не все читатели знают, что Приказ Минздрава РФ от 20 июня 2013 г. N 388н утверждает норматив количества автомобилей для населения:

в районах компактного проживания населения (с высокой плотностью населения) при длине радиуса обслуживания, равной 20 км, — 1 бригада на 10 тыс. чел. обслуживаемого взрослого населения, 1 бригада на 10 тыс. чел. обслуживаемого детского населения;

в районах с низкой плотностью населения при длине радиуса территории обслуживания, равной 30 км — 1 бригада на 9 тыс. чел. населения, 40 км — 1 бригада на 8 тыс. чел. населения, 50 км — 1 бригада на 7 тыс. населения, свыше 50 км — 1 бригада на 6 тыс. чел. населения.

Специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи рекомендуется формировать исходя из примерного норматива — 1 бригада на каждые 100 тыс. чел. обслуживаемого населения».

Таким образом, для города с населением 500 тыс. человек в наличии должно быть 50 АСМП, с распределением по усмотрению регионального Минздрава по количеству классов А и В, реанимационных АСМП -5 единиц

Имеет место также и географическое предпочтение АСМП по маркам базовых автомобилей. Например, Санкт-Петербург предпочитает в основном Ford Transit, Москва - Mercedes Sprinter, Volkswagen Сrafter, Волгоградская и Саратовская области Соболь, Газель и УАЗ. АСМП на базе ГАЗ самая распространённая скорая помощь в России

Условно по базовым транспортным средствам АСМП можно разделить на следующие уровни:

Премиум класс - Mercedes Sprinter, Volkswagen Сrafter стоимость от 4,5 млн. до 13 млн. рублей;

Бизнес класс - Ford Transit, Citroen Jumper/Jumpy, Peugeot Boxer/Expert, Opel Vivaro, Renault Master стоимость от 3,5 млн. до 10 млн. рублей;

Эконом класс 1 - Газель Бизнес, Газель NEXT, УАЗ класс В (буханка), УАЗ (Профи), Lada Largus класс В стоимостью до 3,5 - 4 млн. руб.

Эконом класс 2 – Соболь, УАЗ класс А (буханка), Lada Largus класс А стоимостью до 1,5 -2,5 млн. руб.

Эконом класс 3 – уже нельзя назвать автомобилями скорой медицинской помощи, это санитарные автомобили и автомобили врачебно участковой службы на базе УАЗ (буханка), УАЗ Patriot, Lada Largus, Lada NIVA, Lada Vesta стоимостью до 1 млн.

Приведённая примерная стоимость это конечно же АСМП в максимальном оснащении медицинского оборудования. Точную стоимость может дать только производитель АСМП

Некоторые особенности

Читая комментарии к статьям об АСМП многие указывают на малое количество световой индикации или цветографии. Уважаемый читатель, напоминаю, что в производстве подобной спецтехники все требования описаны в ГОСТах и стандартах Минздрава РФ. Ни один переработчик не имеет права вносить какие-либо изменения, всё что может позволить это наклеить буквы или табличку с названием модели или данных производителя. Безусловно, имеют место отклонения от требований, но основой данных отклонений всегда является техническое задание заказчика. Например, АСМП подарена ко дню какого то праздника, или закуплена каким-нибудь Благотворительным Фондом – согласно ТЗ согласовывается оракал и рисунок с последующей оклейкой АСМП; или наличие дополнительных стробоскопов по окружности, или поворотной фары на крыше – вся комплектация прописывается в техническом задании.

Все заводы переработчики работают в тесном контакте с покупателями АСМП, и в рамках гарантии с конечными пользователями. Технический состав заводов всегда прислушивается к рекомендациям и пожеланиям.

Так например, мебель АСМП имеет разновидности дверей (сдвижные горизонтально, сдвижные вертикально, распашные вертикально). Т.е. планировка и конструкция салона изменяется исходя из практики работы. В первую очередь в АСМП основной работник - медперсонал, который может сутками находится в скорой. Он не должен стукаться головой, потому что что то торчит или неудобно открыто, иметь возможность отрегулировать спинку кресла и подлокотник, зарядить мобильный телефон (разместим дополнительную розетку), освещение в разных режимах, отопление, климат и прочее.

Общаясь на выставках медицинской техники, услышал мнение, что многих медиков АСМП не устраивают машины Премиум класса, т.к. они имеют суженный потолок, а идеальный медсалон это прямые углы чему почти идеально соответствует Ford Transit, Citroen Jumper, Peugeot Boxer, Газель Next, УАЗ Профи модуль. Также отмечалось, ими жёсткость подвески этих машин, предпочтительнее более "мягкие" машины.

Также для удобства работы, все крепления медицинского оборудования должны быть быстросъёмными. Медсалон быстро и легко отмываться и дезинфицироваться. Машины должны быть надёжны и неприхотливы в обслуживании. По сути сама АСМП все время работает, меняются только водители и бригады. Пример нагрузки на автомобиль - в 2019 году Республика Татарстан обновила парк АСМП, прошло примерно 1 год и 7 мес. в одной из районных ЦРБ АСМП на базе Ford Transit прошла 687 тыс.км (это примерно 1 тыс км в день) и это факт а не выдумка.

Следующая статья будет об АСМП УАЗ Профи модульного типа...

АСМП класса С на базе Ford Transit
АСМП класса С на базе Ford Transit
Вручение АСМП
Вручение АСМП