В первые дни пандемии экономист Джанет Бенцен из Копенгагенского университета изучила поисковые запросы Google по слову «молитва» в 95 странах. Она определила, что в марте 2020 года они достигли рекордного мирового максимума, и рост произошел одновременно с количеством случаев вируса "который нельзя называть", выявленных в каждой стране. В США, по данным исследовательского центра "Pew Research Center", 55% американцев молились о прекращении распространения нового заболевания в марте 2020 года, и почти 25% сообщили, что их вера в следующем месяце усилилась, несмотря на ограниченный доступ к церквям.
Это не просто интересные социологические тенденции - они клинически значимы. Психиатры исторически отвергали духовность, но результаты пилотной программы в больнице Маклин в Массачусетсе показывают, что внимание к ней является критически важным аспектом психиатрической помощи.
В 2017 году многопрофильная команда психиатров, исследователей и капелланов создала духовную психотерапию для стационарного и интенсивного лечения (SPIRIT), гибкую и духовно интегрированную форму когнитивно-поведенческой терапии. Впоследствии они обучили персонал из более чем 20 человек, работающих в 10 различных клинических отделениях по всей больнице Маклин, для внедрения SPIRIT и оценили этот подход. С 2017 года в центр SPIRIT доставили более 5000 человек. Результаты эксперимента показывают, что духовная психотерапия не только возможна, но и очень желательна для пациентов.
В прошлом году психическое здоровье людей в развитых странах упало до самой низкой отметки в истории: заболеваемость психическими расстройствами увеличилась на 50% по сравнению с периодом до пандемии, злоупотребление алкоголем и другими психоактивными веществами резко возросло, суицид совершили вдвое больше подростков, чем в 2018 году. Тем не менее, единственной группой, в которой наблюдалось улучшение психического здоровья за последний год, были те, кто посещал религиозные службы хотя бы раз в неделю (виртуально или лично): 46% сообщают об «отличном» психическом здоровье сегодня по сравнению с 42% один год назад.
Неудивительно, что почти 60% пациентов психиатрических клиник хотят обсуждать духовность в контексте своего лечения. Но врачи редко предоставляют такую возможность. С тех пор, как почти 100 лет назад Зигмунд Фрейд охарактеризовал религию как «массовое заблуждение», специалисты в области психического здоровья и ученые стали сторониться духовной сферы. Текущие попытки сгладить кривую психического здоровья во время пандемии были почти полностью светскими. Единственная духовная рекомендация Центров по контролю и профилактике заболеваний состоит в том, чтобы «связаться с вашими общинными или религиозными организациями». Из более чем 90 000 действующих проектов, которые в настоящее время финансируются всеми 27 институтами и центрами Национальных институтов здравоохранения, менее 20 упоминают духовность где-либо в абстракте, и только один проект содержит этот термин в своем названии. Излишне говорить, что отсутствие финансирования исследований духовности тормозит клинические инновации и распространение.
Эта ситуация выходит за рамки разделения церкви и государства. Специалисты в области здравоохранения ложно отделяют общие духовные формы поведения и опыт от науки и клинической практики. В результате игнорируются потенциальные духовные решения кризиса психического здоровья, даже когда благополучие людей хуже, чем когда-либо прежде.
Возможно, самое интересное то, что пациенты лучше реагировали на SPIRIT, когда лечение проводили врачи, не принадлежащие ни к одной религии. Это удивительное открытие предполагает, что светские доктора могут быть особенно эффективными в предоставлении духовного лечения. Это хорошая новость, потому что из всех врачей психиатры менее всего религиозны.