Вся наша погранично-строительная служба на Балаклаве была неразрывно связана с камбузом. Наш 4-й взвод 1ИСР построил в 5-й ОБСКР современное двухэтажное здание камбуза (столовой); два раза в неделю (кроме субботы и воскресенья) два отделения отправлялись чистить картошку и лук на камбуз; один наш повар - солдат был прикреплен к варочному цеху камбуза; один солдат каждый вечер заступал в "камбузный" наряд. Этот последний вид нашего "взаимодействия" с камбузом - суточный наряд считался во многом "исправительной" мерой, и туда назначали, само собой молодых солдат, и очень часто, тех из нас, кто, чем-либо провинился, т. е. залетел. Сам факт, когда, ты на сутки оказывался в чужой среде со своими порядками и традициями, да еще молодым "воином", к которому пристальное внимание со стороны мореманов прослуживших два-три года, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Поход на камбуз
Моё первое плотное знакомство с камбузом (не считая трехразового приема пищи) началось с чистки овощей. Сразу после ужина и короткого перекура, два отделения вновь вернулись на камбуз. Не повезло. С нашим отделение попадает одно из "оголтелых" с главдедом Мычаком. В специально отведенном помещении стояли два больших алюминиевых ящика наполненных нечищенным картофелем и луком. Деды и дембеля забирают несколько коротких скамеек, усаживаются в уголке и начинают играть в карты. Мы вместе с фазанами - полугодичниками рассаживаемся полукругом около ящика с картофелем, рядом валяются, какие-то ржавые железки с деревянными ручками - это ножи.
В это время появляется здоровый бугай - кок, здоровается с нашими старшими "товарищами", потом, подходит к нам. -Салаги! Мне глубоко пох.., как вы чистите картошку у себя,- говорит кок. Здесь флот! И картоху чистят так: снимают тонюсенькую шкурочку, аккуратно вырезают "глазки", форма картохи должна быть круглой, а не "квадратиком". С луком также. Понятно? - Понятно, - отвечаем мы. -Отлично, -и кок уходит.
Хук и лук!
Деды наигравшись в карты, сидят и лениво покуривают. Им очень скучно. Тогда Мычак придумывает новую забаву: -Духи! Сейчас, каждый из вас, будет по очереди, рассказывать анекдот. Кто не знает, или расскажет несмешно, получит "хук"! Все, первый пошел. Начинаются рассказы, у всех более или менее получается смешно.
Доходит очередь до солдатика Трошина. Он молчит. Подходит Мычак. -Че молчишь, ты че, немой?,- почти, ангельским голосом, вопрошает Мычак. -Я не знаю,- еле слышно отвечает Трошин. Мычак торжествующе объявляет: -Хук! С эти словом, огромный кулак Мычака, обрушивается сверху на стриженную голову Трошина. Раздается дружное ржанье дедов. Мы смотрим на Трошина, и не испытываем никакого веселья. Трошин же сидит, словно, получивший контузию ( на самом деле так и есть), с чуть приоткрытым ртом. - Поехали дальше, - командует Мычак. Все рассказывают кроме Трошина. -Хук! -Поехали! Опять, Трошин! Поехали! На четвертом хуке, Трошин потерял сознание и завалился на кучу очисток. Мы приподнимаем его, кто-то из фазанов подбегает со шлангом, и начинает лить холодную воду на голову. Трошин приходит в себя, глядя на нас какими-то мутными зрачками. Мычак похлопывает Трошина по щеке: -Терпи душара, настоящим пограничником станешь!
Теперь лук! Старослужащие уходят, напомнив нам об оставшемся времени ( и последствиях), назначив ответственным кого-то из фазанов. Лук! Его было тоже много. Приступив к чистке лука, надо, как минимум одевать противогаз. Минут через десять, воздух вокруг был горький и едкий, а нашими лившимися бесконечным потоком слезами, можно было бы наполнить целую ванну, куда бросали очищенные луковицы. Справились и с луком. Затем уборка! С пола собираем очистки и шелуху в специальные ящики, их заберет потом "камбузный" наряд. Вся образовавшаяся и натоптанная грязь тщательно смывается из шланга водой. Ножи замачиваются в специальном тазу. Гасится свет.
Мы вырываемся на чистый, свежий балаклавский воздух, которым всё не можем, надышаться вдоволь.
В оформлении использованы фотографии с сайтов: pl.sputniknews.com, fishki.net, pm -156.narod.ru
Уважаемые читатели! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и делитесь своими воспоминаниями!