В статье о монинском экспонате ‒ самолёте Ан-10, я упомянул о фигуре оленя, нарисованной на киле. Тогда подробно останавливаться на этой теме было неуместно, поэтому я решил посветить ей отдельную статью. Тем более, что из множества носивших эту эмблему самолётов сохранился только Ан-10 СССР-11213, находящийся теперь в Центральном музее ВВС в Монино.
Историю появления оленя рассказал на Авиафоруме пользователь oldeng:
Раз уж заглянул, поясню не раз обсуждаемую здесь тему как свидетель и участник водружения оленя на киль Ан-10.
Ещё в 1963 на практике в Шереметьево довелось работать на Ан-12 СССР-04366 Управления Полярной авиации (УПА) с пингвином на форкиле, самолёте, прославившемся перелетом Москва—Антарктида—Москва в паре с Ил-18 (экипажи Осипова-Полякова).
Потом он не раз залетал к нам, а тем временем на некоторых других бортах УПА появилась более красочная и сложная эмблема Полярной авиации на фюзеляже.
15 февраля 1966 года Сыктывкарскую объединённую авиагруппу (ОАГ) переименовали в Управление Гражданской авиации (УГА) Коми.
Разгорелась мечта, захватившая всех вплоть до начальника управления: выделить и наши самолёты. Тогда это не приветствовалось, весь парк МГА имел типовой облик, а выскочек одергивали. Тем не менее, удалось прошибить стену и в азарте разработать профиль головы оленя с надписью «Коми управление ГА». Будучи нанесённым на первые самолеты, он вызвал негативную оценку первого секретаря обкома ‒ дескать, чёрт с рогами. Пришлось отрабатывать профиль оленя в прыжке, готовить трафареты и развозить их в Минск (для Ил-14) и Ростов (для Ан-10, 12). Так вот и пошли гулять наши фирменные борта по аэродромам страны.
Образец ‒ часто публикуемый снимок Ан-10А СССР-11174 в полёте.
Эмблему с оленем носил Ан-12Б СССР-11374.
16 февраля 1971 года этот самолёт потерпел аварию при посадке на военном аэродроме Воркута-2. В сложных метеоусловиях пилоты промахнулись мимо ВПП и выкатились на отвесный снежный бруствер высотой до 2 м. Фюзеляж переломился пополам, но никто не пострадал.
В 1968 году на вооружение Коми УГА начали поступать самолёты Ан-24Б.
Их тоже украшали традиционным изображением оленя.
Впоследствии фирмой Revaro были разработаны декали на основе схем окраски Ан-24 Коми УГА.
Самолёту Ан-24Б СССР-46578 повезло попасть не только на декали, но и стать скином для 3D-модели, созданным при участии Олега Черникова.
К 1980-м годам изображение оленя практически исчез с самолётов «Аэрофлота». В конце 1970-х закрасили его и на монинском Ан-10. Лишь недавно, по мере разрушения верхнего слоя краски, олень вновь проступил на киле СССР-11213. Когда экспонат будут заново красить, эмблему и надпись «Коми Управление» нужно будет восстановить в прежнем виде.
А в 1990-е годы скачущий олень возродился на килях самолётов «КомиАвиа».
Впоследствии был запатентован, но не применялся логотип в виде стилизованной головы оленя в круге, а позже в раскраску «КомиАвиа» был введён стилизованный олень в прыжке - но это уже на других типах ВС, как говорится, другая история.
И по сей день самолёты а/к КомиАвиаТранс гордо несут на килях эмблему с оленем.
Источники и дополнительная информация:
Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!
#самолёты #монино #история экспонатов монино #ан-10 #ссср #история #авиация #аэрофлот #аэрофлот ссср #ан-24