Найти тему
СанВрач

Её величество Вода или Почему из школ никогда не исчезнут питьевые фонтанчики

Вода - необходимая часть нашего питания. Воду еще называют "пятым нутриентом" (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества - четыре нутриента, вода - пятый).

Вода входит в состав тканей и клеток, все обменные и химические процессы протекают с участием воды, а окончательные продукты обмена с нею удаляются. Организм человека выделяет 1,5-2 литра воды в сутки.

В мозге 80% воды, и он очень чувствителен к её недостатку. Исследования показывают, что даже небольшой дефицит воды способен вызвать быструю усталость и головные боли. Дети, имеющие доступ к воде в течение всего школьного дня, гораздо лучше справлялись с тестами, оценивающими их мыслительные способности*. Поэтому организация питьевых фонтанчиков, кулеров с бутилированной водой или простой раздачи кипяченой воды является не правом, а обязанностью школы. Доступ детей к чистой питьевой воде должен быть беспрепятственным, а системы подготовки и подачи воды - подвергаться периодической очистке и дезинфекции.

Неблагоприятно на здоровье отражается как недостаток, так и избыток потребления воды. При избыточном поступлении воды органы кровообращения и выделения работают с перегрузкой, а при недостаточном поступлении воды наступает обезвоживание и нарастает концентрация растворенных в ней веществ. Причем касательно количества выпиваемой воды гигиена питания не признает никаких догматов инфоцыган из соцсетей, типа, "я пью не менее 2 литров воды в сутки и поэтому у меня нет морщин", или "секрет топ-модели - не менее 3,5 литров чистой воды...". Ха! На самом деле, объем потребления чистой воды зависит от веса и состояния мочевыделительной системы. Оптимальным для взрослых признано потребление воды из расчета 30 мл на 1 кг веса в сутки.

Большое значение имеет организация питьевого режима для детей. Дети, в отличие от взрослых, более подвержены естественным потребностям и пьют количество жидкости, соответствующее её расходу. При употреблении сладких напитков (кока-кола, соки, лимонады и др.), как правило, формируется желание избыточного потребления жидкости, что ведет к нарушению водно-солевого обмена.

Родителям и людям, заботящимся о ребятах, рекомендуется с малых лет приучать детей к употреблению чистой воды малыми глотками. Особенно это важно при повышенной жажде в летний период. Взрослым надо знать и подсказывать детям, что утоление жажды в жаркую погоду происходит не холодной водой, а той, которая близка к температуре тела. Холодная же вода, наоборот, сразу же дает образование пота и активирует (увеличивает) потерю жидкости организмом.

*по данным ФГБОУ ДПО "РМАНПО" Минздрава России: А.Г. Сухарев с соавт. Основы гигиенического воспитания и формирование здорового образа жизни населения. - М.-2011.-с. 62.