Раннее Средневековье -- время волка и ворона, кулака и ножа, анархии в самом плохом смысле этого слова. Власть государства слаба, как никогда. Но у людей есть потребности. В том числе в защите личности и имущества. Государство им помочь не может, а потому люди начинают решать эту проблему сами.
Предположим, на дворе 975 год, а наш деревенский пастух дурак и пьяница. В четверг он заснул и половина стада коров переплыла реку и оказалась на землях другой деревни. Соседи возвращать скот не спешат. У них и вовсе праздник по поводу бесплатной говядины. Полиции нету, а в баронский суд идти толку мало. Мы мужики барона де Рольбона, а за рекой территория маркиза Карабаса.
Смиренно проглотим обиду? С топорами и вилами пойдём на соседей? Есть другой выход. Дождёмся приходской ярмарки. На неё и соседи приедут тоже. Там мы захватим их товары и их самих. И не важно, именно они съели наших коров или нет. Главное, они из той деревни. Потребуем выкупа, а там пусть сами между собой разбираются.
Маркиз Карабас и барон де Рольбон и сами могли повздорить. Войну полномасштабную затевать дорого и не понятно, на чьей стороне вмешается король. Можно наложить друг на друга экономические санкции -- пограбить и пожечь несколько приграничных деревень. Мелочь, а приятно. Сойдёт как возмещение морального вреда.
Такая практика вполне вписывалась в средневековое правосознание и отражала представления о справедливости. Называлась она красивым словом -- Репрессалии.
С развитием городской жизни и торговли, однако, у наивного средневекового населения возник вопрос: где кончается частное правосудие и начинается откровенный произвол и грабёж? Больше всего от репрессалий страдали церковь и торговля. Поэтому именно в Италии, наиболее развитой части Европы, уже в XIII веке города начинают принимать акты, ограничивающие порочную практику. Из под действия репрессалий выводятся священники и паломники (вот кого легче всего было захватить!), женщины и дети, купцы.
Для введения хоть какого-то порядка в отправление частного правосудия вмешиваются суды -- вводятся своеобразные патенты. В период XV-XVI веков с усилением королевской власти и становлением системы международных договоров, государство отнимает это право у подданных. Теперь оно вершит закон и защищает порядок. Так было на суше.
А вот в море всё оставалось по прежнему вплоть до XX века. Капреские патенты основаны на том же принципе коллективной ответственности и возмещении вреда.
Самое забавное, что уже в 21 веке мы снова столкнулись со средневековым правосознанием. Мародёры из БЛМ во время массовых грабежей и погромов оправдывали себя тем, что восстанавливают справедливость.